Часто даже небольшой бизнес затягивает настолько, что у его владельца не остаётся ничего, кроме работы: ресурсы ограничены, всё сам... Если вы привыкли вместо утреннего кофе бежать «на точку», а просмотру фильма по вечерам предпочитаете переписку с поставщиками — эта статья для вас. Мы расскажем о четырёх лайфхаках, позволяющих отойти от дел без ущерба для компании. Итак, что же делать владельцу?
1. Найти помощника
Средства, которые вы потратите на наём и оплату своего заместителя, окупятся, если вы направите своё время не на постоянный контроль новичка, а на развитие бизнеса и на отдых.
Найдите время на поиск подходящего кандидата и его обучение. Заранее пропишите нормы, правила, инструкции и системы принятия решений. Если есть опасения,то передавайте дела постепенно и наблюдайте. Главный страх большинства — что наёмный управляющий не будет работать с той же отдачей, что и владелец, а это скажется на прибыли. Избежать такого сценария проще, если бизнес-процессы прозрачны, понятны и чётко структурированы.
2. Вложиться в сотрудников
Даже если в вашем магазине всего три рабочие позиции, например, грузчик и два кассира, уделите максимум времени подбору персонала, а после приёма на работу — обучению новоиспечённых. Речь не только об обучении работе с кассой и ассортиментом, но и о методах обращения с клиентами. Придумайте систему мотивации, пропишите сценарии поведения для разных типичных ситуаций, научите персонал оригинальной упаковке покупок и пр.
Так вы сможете не только повысить уровень компетентности работников, но и улучшить сервис. Это непременно скажется на прибыли. Покупатели часто предпочитают супермаркетам маленькие магазинчики, где работают приветливые и вежливые продавцы, которые готовы уделить клиенту время.
3. Использовать товароучетный сервис
Чтобы упростить работу себе и сотрудникам, можно начать использовать товароучётную систему. Это программа, работать в которой может любой владелец смарт-терминала (онлайн-кассы планшетного типа). Что она даёт?
Во-первых, делает бизнес прозрачным: в личном кабинете всегда видно, сколько денег в кассе, какова выручка и доход, остатки товаров и пр.
Во-вторых, она автоматизирует торговые процессы:инвентаризацию, ценообразование, работу с документами и поставщиками.
В-третьих ,позволяет контролировать работу персонала. Из любой точки планеты владелец может видеть время открытия и закрытия кассовой смены, ежедневно отслеживать объём выручки в каждой торговой точке, количество возвратов и продаж.
В-четвёртых, товароучётная система ведёт аналитику продаж. Например, в товароучётной системе Лайтбокс автоматически формируется более 40 видов отчётов: динамика продаж, выручки, прибыли, возвратов, среднего чека; рейтинг популярных и неликвидных товаров; рейтинг сотрудников по принесённой выручке и т. д. Эти данные помогут владельцу работать над увеличением выручки.На их основе предприниматель может грамотно выстроить маркетинговую стратегию. Например, увидев рейтинг ликвидности товаров, предприниматель может запустить акцию на неликвид, переставить товар, прописать скрипты для персонала и т. д. Доказано, что грамотное использование такой программы позволяет увеличить прибыль на 15–20%.
4. Использовать рекламные сервисы
Вместо того чтобы нанимать рекламщиков с сомнительным опытом, собирать базу номеров и ломать голову над тем, как ещё привлечь клиентов, используйте рекламный сервис сразу для всех каналов. Один из самых удобных — «МТС Маркетолог». Это маркетинговая платформа с огромной базой данных, собранных по технологиям Big Data. Здесь вы можете определить целевую аудиторию по множеству параметров (геолокация, пол, профессия, интересы) и запустить рекламу на разных площадках. При этом видеть ваше сообщение будут только те, кому действительно интересен ваш продукт или магазин. Действовать лучше последовательно.Например, сначала используйте баннер в соцсетях, затем email-рассылку, а через некоторое время SMS-рассылку.