О том, маркировка каких товаров станет обязательной в 2019 году, Правительство РФ определило в Распоряжении от 28.04.2018 № 792-Р.
Так, с 01.12.2019 это коснется:
- одежды из натуральной кожи, включая рабочую
- женских и детских трикотажных блузок, блуз, блузонов
- взрослой и детской верхней одежды
- постельного белья, скатертей, тканевых салфеток, полотенец
- духов и туалетной воды
- шин и покрышек
- фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек
Цель маркировки ─ борьба с незаконным ввозом промтоваров и контрафактом.
Несмотря на то что маркировка станет обязательной для разных групп товаров, у каждой из которых есть свои особенности производства и оборота, участники и общие правила будут одинаковыми.
Участники ─ производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. Они будут фиксировать все операции, связанные с движением продукции в отдельных, специализированных подсистемах национальной системы цифровой маркировки «Честный знак», которая создана ЦРПТ ─ Центром развития перспективных технологий.
Организациями, отвечающими за выдачу кодов и работу всех подсистем, будут или сам ЦРПТ, или его дочерняя компания ─ «Оператор ЦРПТ».
Порядок работы с маркированной продукцией:
-
производители и импортеры подают заявку в ЦРПТ или «Оператору ЦРПТ» на генерацию уникальных идентификаторов, которые затем наносят в виде двухмерных штрихкодов на упаковку или товарные ярлыки продукции.
После этого произведенный или ввезенный маркированный товар регистрируют в инфосистеме с указанием идентификаторов
-
при отгрузке продукции отправители составляют электронный документ, который фиксируется в системе и передается покупателю ─ оптовому или розничному.
Получатели должны проверить поступивший товар, сравнить его с информацией в электронном документе. А дальше подтвердить данные поставщика в инфосистеме или отказаться от приемки.
- после реализации товара конечному покупателю информация из штрихкода проданной продукции поступает в инфосистему через оператора фискальных данных (ОФД). На основании этого идентификатор списывается из системы
Розничным магазинам для продажи маркированных товаров понадобятся:
- квалифицированная электронная подпись для регистрации в инфосистеме и работы с электронными документами
- договор с ОФД на передачу данных в инфосистемы маркировки
- 2D-сканер для считывания штрихкодов
- онлайн-касса с программным обеспечением, адаптированным под работу с маркированными товарами