С 1 марта 2023 года стартовала обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков. До введения обязательной маркировки пивных напитков регламент работы проверялся на добровольцах — участниках эксперимента, который стартовал еще в апреле 2021 года. Еще до завершения эксперимента вышло Постановление Правительства от 30.11.2022 № 2173 с правилами маркировки для участников рынка пивоваренной продукции, в том числе и розничных продавцов.
Расскажем о правилах маркировки, а также о том, как рознице подготовится к работе с маркированным пивом, и надо ли вести учет алкогольной продукции в ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системе).
Список алкогольных напитков, подлежащих маркировке
Согласно п.18–21 Распоряжения Правительства от 28.04.2018 № 792-Р (с изменениями), обязательную маркировку ввели для такой продукции:
- 
			
солодовое пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, в любой таре;
 - 
			
сидр, грушевый сидр, пуаре;
 - 
			
другие сброженные напитки крепостью до 7%.
 
Безалкогольному пиву тоже нужны коды маркировки.
Этапы маркировки
Все участники рынка должны были зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак» с 1 марта 2023 года, но сроки начала работы с маркированным пивом отличаются.
Первый этап предусмотрен для пивоваренных компаний и импортеров, которые в зависимости от используемой упаковки продукции обязаны описать товары в национальном каталоге и вводить их в оборот в такие даты:
- 
			
с 01.04.2023 — пиво в кегах;
 - 
			
с 01.10.2023 — слабоалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке;
 - 
			
с 15.01.2024 — продукция в любой другой упаковке, включая алюминиевые банки.
 
На втором этапе, связанном с передачей сведений в систему маркировки о выводе из оборота, тоже определено несколько ключевых дат:
- 
			
С 15.01.2024 — розничные магазины и общепит должны сообщать в ГИС МТ о подключении пивных кегов к оборудованию для розлива, а также передавать через онлайн-кассу данные о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков.
 
- 
			
С 01.06.2024 — начало обязательного сканирования цифровых кодов на любой упаковке при реализации пива, чтобы информация через онлайн-ККТ попала в «Честный знак».
 
Также установлены даты, после которых запрещен вывод из оборота немаркированного пива:
- 
			
с 01.04.2024 — пивной продукции в кегах;
 
- 
			
с 15.01.2025 — напитков в любой таре.
 
После этих дат продажа и списание пива без кодов маркировки будет считаться нелегальным оборотом продукции.
Нанесение кодов на остатки пива на складах и в магазинах не предусмотрено.
Компания Лайтбокс помогает предпринимателям с регистрацией в системе Честный знак. Оставьте заявку, наши специалисты проконсультируют вас по услуге.
Отменят ли ЕГАИС в части контроля за оборотом пива?
Не отменят — участники рынка будут работать в двух информационных системах: и маркировки, и ЕГАИС. Но эти системы со временем интегрируют, чтобы пользователи работали по принципу «Единого окна».
Что нужно рознице для работы с маркированным пивом
- 
			
Квалифицированные электронные подписи (КЭП) — одна для «Честного знака» и работы с документами, вторая для ЕГАИС.
 - 
			
Личный кабинет в ЕГАИС для работы с алкоголем. О подключении к ЕГАИС читайте здесь.
 - 
			
Личный кабинет в системе маркировки «Честный знак». О том, как его создать, рассказывали в этой статье. Обратите внимание, что «Честный знак» проверит обязательную регистрацию в ЕГАИС. Если ее не будет, в создании личного кабинета в системе маркировки будет отказано.
 - 
			
Договор с ОФД на передачу информации с кодов маркировки проданного через онлайн-кассу пива.
 - 
			
Электронный документооборот (ЭДО) для работы с документами поставщиков.
 - 
			
Онлайн-касса, программа которой рассчитана на работу с маркированными товарами.
 - 
			
2D-сканер, чтобы считывать коды маркировки. В этой статье советы, на что обратить внимание при выборе сканера.
 
В Лайтбокс мы закрываем все вопросы, связанные с продажей алкоголя и маркировки. Оставьте заявку, наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее рабочее время
 
		
Как организован процесс работы с маркированным пивом
Производители и импортеры пива получают коды маркировки у ООО «Оператор-ЦПРТ», наносят их на кеги и бутылки. Затем передают сведения о нанесенных кодах в «Честный знак» и вводят пиво в оборот.
Система маркировки передает в ЕГАИС ИНН производителя или импортера, а также информацию о том, сколько и на какую продукцию им было нанесено кодов DataMatrix.
Отгрузка маркированного пива между участниками рынка как и раньше оформляется товарно-транспортными накладными, которые в электронном виде отправляются получателям в ЕГАИС.
Розница до 15.01.2024 (по разливному пиву) и 01.06.2024 (по пиву в любой таре) продолжает работать как и раньше:
- 
			
Загружать ТТН из ЕГАИС, подтверждать документы и ставить пиво на баланс.
 
- 
			
Проводить через ЕГАИС Акты на списание по причине «реализация».
 
Подробно о работе розницы с пивом мы рассказывали в этой статье.
Упростить работу с алкогольной продукцией вы можете за счет полезного функционала в товароучетном сервисе Лайтбокс.
 
		
Пока в законодательстве не описан механизм передачи пива между поставщиком и получателем в системе маркировки. Для отработки такого механизма в Татарстане с 1 апреля 2023 года проводится специальный эксперимент.
Продажа разливного пива с 15 января 2024 года
После подключения кега к оборудованию для розлива пива магазин должен передать в систему маркировки такую информацию:
- 
			
ИНН;
 - 
			
код постановки на учет (для юрлиц и филиалов иностранных организаций) или глобальный идентификатор адресного объекта (для ИП);
 - 
			
дату подключения кега и код маркировки разливного пива;
 - 
			
дату истечения предельного срока реализации после подключения кеги к оборудованию.
 
Срок — 1 рабочий день.
Дальше магазин продает пиво обычным порядком — на онлайн-кассе пробивает чеки на отдельные порции. Информация о проданном количестве разливного пива и выбытии кеги «уходит» из кассы ОФД.
Реализация пива в любой таре, кроме кегов, с 1 июня 2024 года
С 01.06.2024 продавец при продаже пива через онлайн-кассу должен сканировать код маркировки на бутылке и другой таре. Информация с кода каждой единицы продукции отправляется ОФД, а оттуда в систему маркировки.
Какую информацию передает «Честный знак» в ЕГАИС
Из системы маркировки в ЕГАИС передаются данные о кегах, подключенных к оборудованию для розлива, а именно:
- 
			
ИНН организации или ИП, которым принадлежит торговая точка;
 - 
			
код причины постановки на учет для юрлица и аккредитованного филиала иностранной организации, для ИП идентификатор адресного объекта в ФИАС (федеральной информационной адресной системе);
 - 
			
дата подключения кеги;
 - 
			
код маркировки подключенной кеги;
 - 
			
предельный срок реализации.
 
После реализации пива (разливного и в любой таре) «Честный знак» отправляет в ЕГАИС такую информацию:
- 
			
дата, время, порядковый номер фискального документа;
 - 
			
заводской номер фискального накопителя;
 - 
			
регистрационный номер кассы;
 - 
			
тип операции — продажа или возврат;
 - 
			
идентификатор позиции;
 - 
			
код идентификации;
 - 
			
признак (разливное, штучное);
 - 
			
реализованный объем при продаже разливного пива;
 - 
			
цена;
 - 
			
результат проверки кода идентификации.
 
Корректировка операций
Корректировка реализации пива также проводится через кассу, но исправить в чеках можно только цены, скидки, наценки и стоимость товара, а также ставку НДС. Информация о правках через ОФД тоже передается в «Честный знак», а уже из системы маркировки в ЕГАИС.
Отчетность пивной розницы
С 15 января 2024 года больше не надо подавать алкодекларацию об объеме розничной продажи пива и других слабоалкогольных напитков ( Приказ Росалкогольрегулирования от 26.05.2023 № 148).
Последняя декларация будет за IV квартал 2023 года. При подготовке документа обратите внимание, чтобы остатки алкоголя в вашем учете и ЕГАИС были одинаковыми.
Как рознице подготовиться к реализации маркированного пива
Чтобы не было проблем с продажами, проверьте такие моменты:
- 
			
Ваш договор с ОФД включает условие о приеме информации о реализованных маркированных товарах.
 - 
			
Ваш 2D-сканер без проблем справляется со считыванием кодов DataMatrix.
 - 
			
Ваша онлайн-касса поддерживает работу с маркированными товарами — добавляет информацию о маркировке в чек и передает необходимые сведения ОФД.
 - 
			
Программное обеспечение вашей кассы своевременно обновляется. Это защитит вас ошибок, проверок и штрафов.
 
Рекомендуем обратить внимание на онлайн-кассы, в которых для работы с маркированными товарами и алкоголем предусмотрены дополнительные функции, позволяющие автоматизировать процессы и избегать ошибок.
Например, у решения Лайтбокс есть такие возможности:
- 
			
Интеграция кассы с ЭДО и ЕГАИС, что позволяет работать с документами поставщиков в личном кабинете или непосредственно на кассе.
 - 
			
Автоматическое создание карточек товаров на основании информации из документов поставщиков.
 - 
			
Создание Актов на списание пива и других слабоалкогольных напитков в конце смены для учета объемов проданных напитков.
 - 
			
«Вскрытие тары» помогает менять единицу измерения. Например, поставщик отгружает продукцию в кегах или штуках, а магазину нужны для продажи литры или порции. Через «вскрытие тары» продавец может поменять кеги на литры прямо на кассе.
 - 
			
Функции, которые не пропустят ошибки сотрудников: ограничение продаж по дням и часам, подсказки кассиру о дате рождения.
 - 
			
Программа Лайтбокс автоматически составляет алкодекларацию, подтягивая из сервиса все данные об операциях с пивом
 
 
		
Поможем подготовиться к продаже маркированного пива — оставьте заявку, специалисты свяжутся с вами.