Бизнес по продаже цветов считается одним из самых легких и не особо проблемных способов начать свое дело и хорошо зарабатывать. Чистая прибыль небольшого магазина в первый год при минимальных вложениях, стабильный доход может достичь полумиллиона рублей, а рентабельность цветочного бизнеса составить до 20%.
Так ли это на самом деле, и какие подводные камни могут ожидать начинающего владельца цветочного бизнеса? Приоткрываем завесу тайны в этой статье.
Цветочный бизнес. С чего начать?
Начните с обучения. В первую очередь начинающему бизнесмену необходимо освоить саму профессию флориста. Даже если вы сами не будете работать в магазине, а наймете продавцов-флористов, эти знания вам будут не лишними. Желательно изучить не только основы упаковки цветов и оформления букетов, а пройти хороший, глубокий курс флористики. Важно знать, как правильно хранить цветы, в каких условиях, как рассчитать регулярный закуп растений, как правильно составлять букеты и композиции. Не лишним будет и курс по уходу за комнатными растениями — многие флористические школы дают и такие материалы.
В среднем обучение на таких курсах офлайн занимает не более 10 дней и стоит от 10 до 50 тыс. рублей в зависимости от объема курса. Наша рекомендация — не стоит жалеть денег на расширенный курс. Рассматривайте это как инвестицию в бизнес: потраченное с лихвой вернется через несколько месяцев работы.
Формат бизнеса
В цветочном бизнесе есть несколько форматов работы:
-
Собственный магазин или цветочный павильон. Стационарная точка по продаже цветов и оформлению букетов. Павильоны, как правило, размещают в местах с большим пешим трафиком: у станций метро, остановок транспорта, на рынках, у театров или заведений общепита. Цветочный салон, флористический бутик или студия могут найти свое место в крупном ТЦ или в отдельно стоящем, не зависящем от трафика, помещении. И в павильоне, и в магазине товар (цветы) находятся и хранятся в самом помещении, и здесь же осуществляется торговля.
-
Покупка франшизы. Это тоже, по сути, торговля цветочной продукцией в помещении (павильоне или магазине), но организованная по правилам приобретенной франшизы. Вам не нужно беспокоиться об оформлении флористического салона, придумывать ассортимент — всё прописано в условиях франшизы, а менеджеры франшизного проекта помогут со всеми проблемами, в том числе и с обучением флористике.
-
Интернет-магазин или онлайн-студия. Для такого открытия интернет-магазина достаточно небольшого помещения, в котором разместится оператор интернет-магазина, даже квартиры. Здесь нужно будет организовать четкую работу с курьерскими службами — доставку цветов, а также уделять большое внимание онлайн-продвижению своего магазина (Инстаграм, Вконтакте и т.д.).
-
Индивидуальный мастер-флорист. Заниматься цветочным бизнесом можно и в одиночку — принимать заказы на составление цветочных композиций, букетов, на оформление помещений к торжествам и т.д. Из плюсов — нет нужды вкладывать деньги в аренду помещений, в оборудование и в оформление студии. Из минусов — придется очень четко выстраивать взаимодействие с поставщиками и заказчиками.
Юридические формальности для открытия цветочного бизнеса
После выбора формата работы и обучения, необходимо зарегистрировать бизнес. Что выбрать? ИП, ООО или самозанятость?
-
Регистрация ИП (индивидуального предпринимателя). Это самый оптимальный вариант для открытия небольшого салона цветов, для онлайн-торговли или для работы по франшизе.
-
Регистрация ООО понадобится в том случае, когда собственников бизнеса несколько. Например, если вы открываете бизнес вместе с друзьями или планируете открыть сеть торговых точек.
-
Самозанятость. Этот формат работы подойдет частным флористам, которые не продают цветы, а оказывают услуги по составлению букетов, оформлению мероприятий цветами, делают доставку букетов и т.д.
Коды ОКВЭД-2 для этого вида деятельности (основной и дополнительные):
-
47.76.1 Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах.
-
47.78.3 Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов
-
64.12 Курьерская деятельность, кроме деятельности национальной почты
-
74.10 Деятельность специализированная в области дизайна
-
82.92 Деятельность по упаковыванию товаров
Деятельность по продаже цветочной продукции не лицензируется, так что для регистрации бизнеса особых документов не потребуется. В стандартный перечень необходимых документов входят:
-
разрешение на торговлю цветами (получается в местном отделении Роспотребнадзора)
-
разрешение от санитарно-производственного контроля (получается один раз после согласования в Роспотребнадзоре)
-
Договоры СЭС на дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию
-
Гигиеническое разрешение СЭС на осуществление деятельности
-
Договор с компанией на установку и обслуживание систем вентиляции и кондиционирования в помещении
-
Коммунальные договоры (вывоз и утилизацию ТБО, электроэнергия, вода и.т.д.)
-
Журнал учета дезинфицирующих средств.
Все эти документы подаются в местную администрацию.
Выбор помещения
Главный критерий при выборе помещения для магазина или цветочного павильона — пеший трафик. Поэтому лучшими местами для этого бизнеса будут магазины на первой линии, в домах с выходом на пешеходные зоны, павильоны у оживленных перекрестков, точки, расположенные возле кафе и ресторанов, неподалеку от ночных клубов и театров, у станций метро в крупных городах или у остановок общественного транспорта. Хороший вариант — аренда цветочного магазина или покупка павильона возле рынка.
Выбирая помещение, обращайте внимание на доступ к воде. Если в помещении, которое вам приглянулось, нет водопровода, вам придется ежемесячно тратиться на услугу доставки воды в магазин, а это дополнительные расходы. Еще один фактор, на который следует обратить внимание — надежная электропроводка, способная выдержать нагрузку от кондиционера и холодильной установки. Как правило, в большинстве помещений электропроводка рассчитана только на бытовые приборы, а не на более мощные профессиональные установки.
Для небольшого магазина или павильона достаточно площади около 30 м2. Этого вполне достаточно для торгового зала, установки стеллажей и витрин и для организации цветочного хранилища. Средняя стоимость аренды такого помещения — около 25 – 30 тыс. руб. в месяц.
Оборудование для цветочного магазина
Из специального оборудования в цветочном магазине потребуется холодильные витрины для хранения цветов и кондиционеры, которые будут поддерживать комфортную для срезанных растений температуру от +5 до +8 градусов. Средняя стоимость такого профессионального оборудования 50 – 70 тыс. руб, но если поискать, то можно найти бывшее в употреблении рабочее оборудование за вполовину меньшие деньги. Монтаж и наладка холодильного оборудования обойдется примерно в 20 – 25 тыс. руб.
Кроме холодильника и кондиционера, в магазине обязательно должен быть рабочий стол флориста, где он будет составлять букеты, стулья, стеллажи для готовых букетов и витрины для цветов. В зависимости от того, насколько велика площадь вашего магазина или павильона, в нем можно разместить и декоративные элементы дизайна.
Если в салоне, кроме срезанных цветов, будут продаваться горшечные растения, необходимо предусмотреть для такого расширения ассортимента отдельный угол или стеллаж, а также закупить сопутствующие товары: кашпо, горшки, грунты, инструменты для ухода и т.д.
Из инструментов флористам, работающим в магазине, понадобятся:
-
Флористические ножи.
-
Секатор (2 шт).
-
Ножницы (2-3 шт.)
-
Степлер и скобы.
-
Флористические плоскогубцы.
-
Кусачки.
Стоимость этих инструментов (новых) будет в пределах 8 –10 тыс. руб. Кроме инструментов, придется потратить около 10 тыс.рублей на дополнительные расходные материалы для создания композиций из цветов:
-
Анкор-скотч.
-
Тейп-лента.
-
Флористическая проволока.
-
Упаковочная бумага.
-
Шпажки для опоры.
-
Полимерная глина.
-
Ленты, шнуры.
В последующие месяцы на дозакупку этих материалов запланируйте около 10 тыс. руб. в месяц.
Первоначальный закуп товара
Закупка свежих цветов осуществляется на специализированных оптовых базах. Для первоначального наполнения магазина достаточным ассортиментом цветов придется потратить около 70 тыс. руб.
Учитывая, что срок хранения цветов в среднем около 5 дней, нужно будет планировать дополнительные закупки с учетом этого срока: раз в пять дней обновлять ассортимент. Дозакупка обычно колеблется в пределах 10 – 15 тыс. руб.
Если для доставки цветов вы будете пользоваться услугами курьерской службы, то добавьте к стоимости партии цветов стоимость транспортных услуг.
Онлайн-касса для цветочного магазина
Для нормальной работы цветочному бизнесу (не только магазину!) понадобится онлайн-касса. Как из всего того разнообразия выбрать ту кассу, что идеально подойдет к выбранному вами формату бизнеса?
На старте бизнесмену очень важно правильно распределить свой бюджет, и на покупку онлайн кассы средств не всегда хватает. Именно поэтому начинающие предприниматели зачатую берут кассу в аренду или оформляют рассрочку.
Арендуя кассу Лайтбокс, например, вы получаете полностью готовое к работе оборудование. Касса в дальнейшем переходит в собственность или ее можно выкупить раньше этого срока по остаточной стоимости. Тем, кому касса нужна в собственность, Лайтбокс дает рассрочку.
Оформление, реклама и продвижение цветочного бизнеса
Открытие любого бизнеса должно сопровождаться рекламной кампанией, и цветочный бизнес — не исключение. Как его рекламировать, какие рекламные каналы стоит задействовать, а какие можно игнорировать?
Цветы — это в первую очередь красота, эстетика, а значит самое важное в будущей рекламе — визуальное восприятие вашего бизнеса. Поэтому в первую очередь, еще до открытия, нужно сделать вот что:
-
Заняться дизайном помещения, интерьером и экстерьером, вывеской и наружными указателями. Интерьер помещения должен подчеркивать красоту букетов, поэтому он не должен быть слишком броским и ярким. А вот наружное оформление витрин и вывеска, наоборот, должны привлекать внимание прохожих.
Световая вывеска над входом в магазин обойдется вам примерно в 20 – 25 тыс. руб. (вместе с получением разрешения). Выносной штендер — около 5 тыс. руб. -
Создайте профили вашего бизнеса в социальных сетях. Для продажи цветов странички в соцсетях (Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Tik-Tok, YouTube) будут во много раз эффективнее, чем отдельный собственный сайт. Соцсети предоставляют пользователям недорогие и простые инструменты для запуска таргетированной рекламы, нацеленной именно на вашу аудиторию.
Средняя стоимость рекламы в месяц (Инстаграм) — от 10 тыс. руб. -
Сделайте собственный сайт-визитку (если вы пока не планируете открывать интернет-магазин) с возможностью сделать предзаказ цветов.
-
Зарегистрируйте торговую точку в Гугл-картах и Яндекс-картах. Люди часто ищут в картах точки, которые находятся недалеко от них. Регистрация в картах — это дополнительный трафик, а значит, и прибыль.
-
В предпраздничные дни и перед открытием дополнительный трафик может привлечь расклейка объявлений или раскладка рекламы в почтовые ящики.
-
Воспользуйтесь сервисами SMS-рассылок и рекламы в мессенджерах, например сервисом МТС Маркетолог. Здесь можно очень тонко настроить рекламу по географическому, демографическому признакам. Например, рассылать рекламные сообщения только мужчинам, находящимся в радиусе 500 м. от вашего магазина.
Использовать радиорекламу, и тем более ТВ, для рекламы цветочного магазина нецелесообразно — дорого и неэффективно.
Подсчитываем расходы
В среднем основные расходы на открытие цветочного магазина составят около 350 – 400 тыс. рублей, однако в реальности эта сумма может быть и выше. Всё зависит от разброса цен в крупных, средних и малых населенных пунктах.
В представленной ниже таблице указаны средние цены по РФ на услуги и оборудование.
Статья расходов | Стоимость, руб. |
Аренда помещения (25 – 30 кв.м.) |
30 000, 00 |
Мебель, оборудование, инструмент |
|
Установка сплит-системы для кондиционирования |
16 000, 00 |
Холодильная витрина для цветов |
50 000, 00 |
Стеллажи и стойки для цветов |
25 000,00 |
Рабочий стол и стул для флористики |
8 500, 00 |
Охранная и противопожарная сигнализация |
35 000, 00 |
Онлайн-касса (Касса Лайтбокс 5А) |
21 500, 00 |
Пластиковые вазы для срезанных цветов |
4 000, 00 |
Инструменты для работы и материалы для декора |
20 000, 00 |
Юридическое оформление |
|
Пошлина за регистрацию ИП |
800, 00 |
Изготовление печати, открытие счета в банке и т.д. |
3 000, 00 |
Реклама и продвижение |
|
Вывеска |
25 000, 00 |
Продвижение сайта, групп в соцсетях |
30 000, 00 |
Постоянные ежемесячные расходы |
|
Цветы, растения |
80 000, 00 |
Коммунальные услуги |
20 000, 00 |
зарплата персонала (2 флориста) |
60 000 |
Итого: |
428 000,00 |
Как видите, цветочный бизнес — это совсем не сложно и очень прибыльно. Главное, как и в любом бизнесе — проверенные партнеры, удобные инструменты для работы и желание стать лучше.
Мы с удовольствием поможем вам:
-
зарегистрировать ИП, открыть РКО и подключить эквайринг по выгодным ставкам
-
выбрать, купить, зарегистрировать и подключить онлайн-кассу
-
создать, настроить и запустить интернет-магазин с нуля
-
организовать службу доставки
-
и многое другое.
Звоните или пишите, если у вас есть вопросы, и мы с вами решим вместе любую проблему.
Дата публикации: 29.12.2021