Бары, рестораны и другие точки, оказывающие услуги общепита, в которых продают спиртосодержащие напитки, должны подключиться к ЕГАИС и соблюдать правила оборота алкоголя.
Рассказываем об особенностях учета алкоголя в общепите.
Требования к заведениям общепита, продающим алкоголь
Собрали в таблицу пункты закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...», о которых надо помнить точкам общественного питания, осуществляющим продажу алкогольных напитков.
Требования | Основание из 171-ФЗ | |
Организационно-правовая форма |
Для реализации крепкого алкоголя ─ только юрлицо. Пиво могут продавать и ИП. |
п.1 ст.16 |
Место продажи |
Перечень видов объектов общепита, где можно продавать алкоголь закрытый, к ним относятся только рестораны, бары, кафе, буфеты. В этом списке нет столовых, закусочных, кулинарий и др. Также в перечисленных заведениях общепита обязательно должен быть зал обслуживания посетителей. Требований к площади зала нет, кроме точек, которые расположены в жилых домах или рядом. В них зал должен быть не менее 20 кв. м. Но региональные власти могут изменить требования к площади или вообще запретить продажу алкоголя в жилых домах. |
п.4 ст.16 |
Время продажи |
Круглосуточно |
п.9 ст.16 |
Онлайн-касса |
Обязательна |
п.10 ст.16 |
Лицензия |
Получение лицензии на «розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания» необходимо. Такая лицензия дает право на закупку алкоголя, хранение, в том числе во вскрытой потребительской таре, использование в приготовлении напитков и блюд, продажу в открытой таре или на розлив. Исключение ─ ИП, которые продают пиво, пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре. Им лицензия не нужна. |
п.4 ст.18 |
Как и другие розничные продавцы, точки общепита также должны соблюдать требования ст.16 закона № 171-ФЗ в части ограничения продаж в зданиях определенного назначения, например, в школах и медучреждениях, и не продавать алкоголь несовершеннолетним.
Что нужно для розничных продаж алкоголя в общепите?
Ресторанам, барам, кафе, буфетам понадобятся:
-
КЭП (квалифицированная электронная подпись) для регистрации в ЕГАИС, работы с документами и сдачи алкодеклараций.
-
УТМ (универсальный транспортный модуль) ─ программный модуль, который скачивают в личном кабинете, нужен для обмена информацией с ЕГАИС.
-
Программа для работы с ЕГАИС ─ без нее не получится загружать документы из системы, составлять новые и отправлять их в ЕГАИС.
-
Онлайн-касса для торговли алкоголем, чтобы соблюдать требования законов 54-ФЗ и 171-ФЗ.
-
2D-сканер, без подключения сканера не получится считывать коды акцизных марок на крепком алкоголе при проверке поставки и списании.
Учет алкоголя в общепите
Оборот спиртосодержащих напитков включает:
-
закупку;
-
постановку на баланс;
-
хранение;
-
списание.
Разберем каждый этап подробнее.
Закупка
При отгрузке продавцы алкоголя отправляют в ЕГАИС электронные версии ТТН (товарно-транспортных накладных). В электронных накладных с крепким алкоголем перечислены марки всех бутылок из поставки, а в документах по пиву ─ только количество в штуках, кегах или литрах.
В точке общепита должны загрузить ТТН из ЕГАИС и сравнить данные документа с поставленной продукцией.
По крепкому алкоголю надо убедиться, что поставщик привез бутылки именно с теми марками, коды которых перечислены в электронной накладной. Для этого лучше всего отсканировать марки на всех бутылках.
Закупку пива проверяют по количеству, наименованию продукции, емкости тары.
Результаты проверки ТТН торговая точка должна отправить в ЕГАИС:
-
Актами подтверждения закупки оформляют согласие с данными поставщика.
-
Акты разногласий составляют в тех случаях, когда есть расхождения между привезенной продукцией и накладной. В акте надо перечислить непоступившие или лишние марки.
-
Акты отказа используют, если поставка не принимается. После этого надо подготовить алкоголь к возврату поставщику.
Обратите внимание на изменения:
С 2021 года изменились сроки подтверждения закупок ─ электронные накладные требуется «обрабатывать» в тот же день, когда фактически была принята продукция и сделана отметка в бумажной накладной.
С 01.02.2021 ЕГАИС будет контролировать период, в течение которого отгрузочные документы находятся «в пути». Если срок превысит 60 дней, поставка вернется на баланс отправителя. Если отправитель подаст жалобу в ФСРАР, на получателя могут наложить штраф за нарушение правил работы в ЕГАИС, согласно ст.14.19 КоАП, в размере:
-
10 ─ 15 тыс. руб. на должностных лиц и ИП;
-
150 ─ 200 тыс. руб. на организации.
Рекомендуем соблюдать сроки проверки ТТН.
Как упростить приемку крепкого алкоголя?
Сверка поступившей продукции и накладных может сопровождаться ошибками и сложностями:
-
высока вероятность отсканировать одну и ту же бутылку;
-
надо где-то фиксировать коды марок, на которые поставка отличается от документов, чтобы потом перенести информацию в Акт разногласий;
-
документы для отправки в ЕГАИС нужно сформировать и отправить в короткий срок.
Такие операции не обязательно выполнять вручную, можно доверить их современному товароучетному сервису. Например, программа Лайтбокс:
-
предупредит, если одна и та же бутылка будет отсканирована дважды;
-
«запомнит» все марки, на которые продукция отличается от документов;
-
автоматически создаст Акты разногласий.
В результате поставка проверена, необходимые документы подготовлены, время сэкономлено. Еще в товароучетной программе Лайтбокс есть такие возможности:
-
«слепая приемка» ─ при желании и доверии поставщику позволяет подтвердить алкоголь без сканирования марок;
-
приемка агрегированными партиями ─ если упаковка с бутылками, например, коробка запечатана, достаточно отсканировать штрихкод на общей таре и не проверять каждую бутылку;
-
проверка документов на кассе ─ для загрузки ТТН не понадобится компьютер, сверку можно провести прямо на кассе точки общепита, что сэкономит время.
Постановка алкоголя на баланс
После подтверждения накладных продукцию надо оприходовать:
-
алкоголь с марками ─ одновременно на регистр № 1 (партии) и регистр № 3 (коды марок), количество бутылок на регистрах после должно совпадать;
-
пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха ─ только на первый регистр.
Если приемка будет проведена с помощью товароучетного сервиса Лайтбокс агрегированными партиями ─ сканированием штрихкода на запечатанной упаковке, крепкий алкоголь автоматически встанет на учет в разрезе марок.
Хранение
Крепкий алкоголь
С 1 августа 2021 года должен произойти переход на поштучный учет алкоголя по правилам ЕГАИС 3.0. Это значит, что второй регистр для крепкого алкоголя будет полностью закрыт: туда нельзя будет перемещать продукцию и продавать её. К тому же после 01.08.2021 будет запрещено переносить запасы со старыми марками на первый и третий регистры.
Если на втором регистре остались запасы, до августа их еще можно будет продать, но перемещать на регистр № 2 с 01.04.2021 ничего нельзя за исключением случаев корректировки отрицательных запасов.
Пиво
Немаркированные спиртные напитки, как и прежде, учитывают на регистрах № 1 и 2. Приходуют продукцию на первый регистр (склад), для продажи перемещают на второй (торговый зал).
Сверка остатков
И по крепкому алкоголю, и по пиву надо сверять остатки в точке общепита и ЕГАИС. Если этого не делать, расхождения со временем увеличатся, что может быть признано нарушением правил учета алкоголя с наложением штрафа.
Для сверки нужно:
-
загрузить данные из инфосистемы;
-
сравнить остатки алкоголя в баре, ресторане, кафе, буфете с цифрами из ЕГАИС;
-
в случае расхождений выровнять запасы с помощью Актов постановки на баланс или Актов списания.
Проводить сверку и составлять документы вручную очень трудоемко.
Как проще сверить остатки?
Лучше довериться программам, например, товароучетная программа Лайтбокс запрашивает остатки в ЕГАИС. После сверки готовятся Акты постановки на баланс и Акты списания с указанием марок. Документы остается только провести в ЕГАИС.
Списание
В основном алкоголь продают, но бывают и другие причины списания, например, недостача, бой бутылок и т. п.
Продажи
Начнем со вскрытия тары. После вскрытия бутылки и крепкого алкоголя, и пива, напиток из нее могут продать не сразу, а порциями. Чтобы добавить в чек порции, надо перевести штучные единицы измерения в объемные (литры, миллилитры, граммы).
Способ перевода зависит от программы. В каких-то из них нужно составлять Акты вскрытия тары, хотя этого документа нет в Приказе № 397, поэтому он необязателен при работе с алкоголем.
В других программах поменять единицы измерения гораздо проще. Например, в Лайтбокс есть функция «Вскрытие тары», которая позволяет прямо на кассе перевести штуки в объем.
Чтобы списать алкоголь в общепите, в ЕГАИС передают Акт на списание с причиной «реализация».
Этот документ, согласно п.1.2 Приказу РАР от 17.12.2020 № 397 надо отправить в систему не позднее следующего рабочего дня после составления бухгалтерского документа, подтверждающего факт списания алкоголя.
Важно:
-
В Акте на списание указывают марки вскрытых бутылок, даже если алкоголь из них не был израсходован до конца. Это значит, что в ЕГАИС бутылка уйдет из оборота, а в точке общепита может еще использоваться.
-
Фасованную продукцию списывают поштучно, а нефасованную, например, пиво из кег ─ в декалитрах.
Способы составления Акта списания по крепкому алкоголю зависят от товароучетной программы. В кассе Лайтбокс это реализовано таким образом:
-
Бармен или другой сотрудник при вскрытии каждой бутылки сканирует марку.
-
На кассе тут же формируется файл в формате xml, который отправляется в ЕГАИС, где бутылка списывается с учета.
При таком алгоритме не надо где-то записывать информацию с марок или собирать вскрытые бутылки, чтобы потом внести данные в Акт на списание. В кассе Лайтбокс процесс настроен гораздо проще ─ открыли бутылку и тут же списали ее в ЕГАИС. Законодательство не запрещает такой подход.
Акт на списание по пиву наша товароучетная система составляет автоматически ─ подтягивает из онлайн-кассы информацию о продажах.
Прочее списание
Если обнаружилась недостача бутылки или ее разбили, надо также составить Акт на списание и выбрать одно из оснований: пересортица, недостача, уценка, порча, потери, проверки, арест, производственные потери, иные цели. Для крепкого алкоголя указать марку или марки, для пива ─ штуки (бутылки) или литры.
Отчетность в ФСРАР
Руководители баров, ресторанов, кафе, буфетов обязаны ежеквартально сдавать алкодекларации в электронном виде через сайт ФСРАР. С 2021 года ─ по новой форме 7 вместо формы 11. О подготовке документа читайте в статье «Как заполнить и сдать алкодекларацию?».
Формирование алкогольных деклараций лучше автоматизировать, чем вводить данные вручную в специальных программах. Например, касса Лайтбокс на основании приходных и расходных операций за квартал составляет декларацию по актуальной форме в формате xml. Готовый файл остается только подписать КЭП и отправить в ФСРАР.
Автоматизация бухучета
В общепите остатки алкоголя в бухучете могут не совпадать с данными в ЕГАИС из-за того, что в государственной системе списывается вскрытая бутылка целиком, а в бухучете только проданный объем.
Например, бармен открыл полулитровую бутылку коньяка, в конце смены ее включат в Акт на списание, который проведут в ЕГАИС. А клиентам было продано только 200 мл напитка, значит, в бухучете останется еще 300 мл на остатках.
Получается своего рода «двойной» учет, разницу в котором надо понимать и контролировать. Сложность в том, что напитков много, и проданные объемы у каждого разные. Даже если обязать бармена подводить итоги по каждому виду алкоголя, данных для ввода в программу для бухучета все равно будет много.
Вернемся к примеру выше: бармен продал всего 200 мл коньяка, но это было 4 порции по 50 мл. Каждую порцию он провел через кассу, в программе по бухучету пройдет списание коньяка четыре раза по 50 мл.
В случае ошибочного списания ─ провели не 50 мл, а 100, будет оформлен чек возврата на 50 мл, эти цифры также попадут в бухучет.
Такие детали делают учет прозрачнее, чем при вводе агрегированных цифр за смену.
Естественно, вся информация о поставках в режиме онлайн также попадает в программу для бухучета, поэтому все движения алкоголя сразу отразятся на балансовых счетах.
Итоги
Общепит относится к розничному звену алкогольного рынка. Но есть и особенности ─ алкоголь можно продавать круглосуточно, но клиенту обязаны передавать только вскрытые бутылки. Кроме этого, для списания открытого алкоголя: и крепкого, и пива ─ в ЕГАИС передают Акт на списание с причиной «реализация».
Чтобы упростить работу с алкоголем в общепите и ввод данных в бухучет, лучше использовать товароучетную программу, например, от кассы Лайтбокс, которая помогает автоматизировать операции прихода, сверки с ЕГАИС, списания, а также сразу передает информацию в программу для бухучета.
Остались вопросы? Оставьте свой телефон, мы перезвоним.
Дата публикации: 17.05.2021