Рассказываем, как заполнить заявление, чтобы провести регистрацию бизнеса в статусе ИП.
Подготовительный этап открытия ИП
Перед тем, как заполнить бланк заявления на государственную регистрацию ИП, рекомендуем сначала подобрать налоговый режим, а затем выбрать коды ОКВЭД, которые указываются в заявлении. Если вы уже определились, переходите к следующему этапу — заполнению формы заявления.
Как выбрать систему налогообложения
Для индивидуальных предпринимателей подходят такие системы налогообложения (СНО): основная, упрощенная, патент, НПД (налог на профессиональный доход) и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).
При выборе режима налогообложения используйте метод исключения. Сначала «уберите» СНО, которые вам не подойдут из-за вида деятельности. Самый «ограниченный» режим — ЕСХН, он подходит только тем, кто производит сельхозпродукцию, а самая «свободная» СНО — основная. Так, продавцам пива и маркированных товаров нельзя работать на патенте, а косметолог или ветеринар могут выбирать любой налоговый режим. В результате у вас может остаться только один налоговый режим.
Если осталось две и больше СНО, рассчитайте, сколько налогов и взносов вы уплатите на каждой из них. Для расчетов используйте плановые выручку, расходы, зарплату, стоимость имущества.
На сайте налоговой есть онлайн-сервис «Выбор подходящего режима налогообложения», в котором описаны СНО: ограничения, какие налоги и когда надо платить, какой налоговый учет вести, какую отчетность сдавать и т.д. Сервис упростит вам выбор.
Как подобрать коды ОКВЭД
ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В документе виды деятельности разделены на разделы, группы и подгруппы.
Пример группировки:
В заявлении на получение статуса ИП используется минимум четырехзначный код, например, 47.11, но можно проставлять и более детализированные значения, например, 47.11.1.
Рекомендуем не брать коды «про запас», а выбирать только ту деятельность, которой действительно будете заниматься в ближайшее время. Для этого есть три причины:
От основного ОКВЭД зависят взносы в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний, которые уплачивают за сотрудников. Ставки взносов варьируются от 0,2%, например, у кодов из раздела 47 «Розничная торговля» до 8,5% с ОКВЭД 01.70, связанного с охотой.
Для некоторых видов деятельности нужна лицензия.
Для ведения бизнеса в определенных сферах нужны дополнительные документы, например, при работе с детьми — справка об отсутствии судимости.
После регистрации ИП вы сможете добавить ОКВЭДы или убрать лишние.
В Лайтбокс мы подбираем ОКВЭД и систему налогообложения бесплатно. Оставьте заявку, наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее рабочее время.
Как заполнять заявление и подавать его в налоговую
Есть четыре способа:
на бумаге — вручную на бланке или на компьютере с последующей распечаткой;
бесплатный сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса»
мобильное приложение;
сайт Госуслуг, здесь потребуется специальная программа, которую можно скачать с сайта налоговой.
Кстати, от варианта заполнения зависят способы подачи и необходимость уплаты госпошлины за регистрацию.
Так, бумажное заявление можно отправить в налоговую инспекцию через МФЦ, нотариуса, по почте или лично. А при использовании сервиса ФНС и Госуслуг подать документы получится только в электронном виде.
Госпошлину в размере 800 рублей надо платить только при подаче заявления почтой или при личной подаче.
Разберем каждый вариант заполнения заявления подробнее, чтобы вы могли выбрать способ, удобный для вас.
Способ 1. Ручное заполнение бланка Р21001
Скачать бланк заявления регистрации ИП можно с сайта налоговых органов. Файл можно распечатать и заполнить вручную. Другой вариант — скачать редактируемое pdf-заявление здесь, поставить свои данные и распечатать.
Основные правила работы с бланком:
Вручную страницы заполняются синей, черной или фиолетовой пастой. Буквы должны быть печатными и заглавными. На компьютере надо выставить шрифт Courier New высотой 18 пунктов. Опечатки и исправления не допускаются.
Все поля формы заполняются слева направо начиная с крайнего левого поля по принципу — одно поле=одна цифра, буква или знак. Чтобы разделить слова или числа, одну клетку оставляют пустой. Например, серию и номер паспорта надо заполнять так.
Реквизиты для заполнения адреса постоянной регистрации можно найти в ФИАС (Федеральной информационной адресной системе) на сайте ФНС, а код региона здесь.
Под элементом планировочной структуры понимается массив, жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Если таких данных нет, поле не заполняется.
Элемент улично-дорожной сети — улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и т.п.
Здание/сооружение — это владение, дом, домовладение, здание, корпус, литер, сооружение и т.п.
Помещение в пределах квартиры — комната, помещение и т.п.
При написании адреса, начиная с вида населенного пункта, надо использовать сокращенные названия, утвержденные Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н, например, г. — город, р-н — район, ул. — улица, д. — дом, зд. — здание.
Образец заполнения пункта 7 в заявлении для адреса прописки: город Самара, ул. Алексея Толстого, д.55 кв.10.
Вводим адрес в ФИАС:
Результаты поиска:
Пункт с адресом в заявлении:
Номер телефона начинается с кода страны, «+7» для России, код оператора или код города пишутся без скобок. Пример:
В заявлении указывается ИНН физического лица, ИП будет зарегистрировано под этим же номером.
-
В бланке предусмотрено два поля, чтобы указать электронную почту. В первом случае — в разделе с информацией о физлице, подающем заявление, при этом email указывается, если он есть. Именно эта почта будет включена в ЕГРИП (Единый госреестр ИП).
Второй раз поле с электронным адресом предусмотрено на листе с контактными данными — на него сотрудником налоговой будет отправлен результат проверки ваших документов.
В заявлении надо написать ФИО полностью и поставить личную подпись. Если вы подаете документы, чтобы открыть ИП, через МФЦ или нотариуса, подписывайте заявление только в присутствии сотрудника центра или нотариуса, так как они должны заверить вашу подпись.
Способ 2. Заполнение заявления через сервис ФНС
Перейдите по ссылке, выберите раздел «Зарегистрировать ИП».
На следующем экране нажмите кнопку «Зарегистрировать».
Войдите в личный кабинет с вашим логином и паролем. После этого вам предложат согласиться с обработкой персональных данных.
На следующем экране заполните информацию о вас, ваших документах, гражданстве, месте жительства.
Дальше вам предложат выбрать коды ОКВЭД: введите коды в специальном поле или воспользуйтесь списком. Напоминаем, что нужно указывать код минимум из четырех цифр, например, 47.11.
После выбора ОКВЭД вам предложат написать контактную информацию и указать, если вам нужны документы по регистрации ИП на бумаге.
На следующем экране вам предложат выбрать один из специальных налоговых режимов: упрощенка, патент, ЕСХН.
После выбора налогового режима вам надо указать способ отправки заявления:
в электронном виде с электронной подписью;
через МФЦ или нотариуса;
в виде электронной заявки без электронной подписи;
на бумаге (лично или по почте).
При выборе третьего и четвертого вариант, когда не используются электронные подписи, надо заплатить пошлину в размере 800 рублей.
Дальше вам предложат проверить, верно ли вы заполнили заявление. Рекомендуем скачать заполненный бланк, внимательно посмотреть все поля, сверить еще раз данные с документами: страницами паспорта и ИНН, верно ли указаны коды ОКВЭД, телефон и email.
После проверки вам останется отправить заявление. Если вы пойдете в налоговую, МФЦ или к нотариусу, распечатайте готовый документ и не забудьте с собой паспорт.
Способ 3. Мобильное приложение
Скачайте на смартфон приложение от ФНС «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». На первом экране нажмите кнопку «Зарегистрировать ИП».
Дальше нажимайте кнопку «Регистрация по паспорту РФ».
После этого вы увидите предупреждение, что вам понадобится один раз подойти в налоговую, чтобы расписаться.
Дальше по инструкции об оформлении документов заполните заявление. Вам понадобится сфотографировать себя, сделать скан-копию паспорта и квитанции об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Вас пригласят в налоговую, чтобы закончить регистрацию ИП. Для посещения вам понадобится паспорт. Вы подпишите документы, получите логин и пароль для личного кабинета ИП. День подписания документов в налоговый будет считаться датой подачи заявление на регистрацию ИП.
Способ 4. Госуслуги
Для этого способа нужны личный кабинет на Госуслугах и квалифицированная электронная подпись (КЭП). На этой странице вы найдете пошаговую инструкцию.
Вам предложат скачать бесплатную программу для подготовки документов, а затем загрузить их и подписать КЭП гражданина. После того как налоговая получит ваше заявление, в личный кабинет на Госуслугах придет расписка.
При использовании этого способа регистрации ИП пошлину платить не придется.
Подведем итоги
Чтобы вам было проще определиться со способом подготовки и сдачи заявления на регистрацию ИП, давайте оценим по нескольким критериям:
Возможность исправления ошибок — сложнее всего заполнить документ без ошибок вручную, с программами и сервисами будет проще. Но для подготовки комплекта документов для Госуслуг придется установить специальную программу.
Необходимость платить госпошлину — потратиться на 800 рублей придется при подаче документов в налоговую лично, через мобильное приложение, по почте или в электронном виде на сайте ФНС без использования КЭП.
Необходимость КЭП — такая подпись нужна для Госуслуг и для сайта ФНС.
Удобство — на первом месте онлайн-варианты, не надо никуда ходить. При подаче заявления через МФЦ, нотариуса, мобильное приложение — придется один раз посетить учреждение.
Что в итоге? Если у вас нет КЭП, и вы не хотите платить пошлину, обратитесь в МФЦ, но заявление подготовьте заранее, например, через сервис налоговой, чтобы минимизировать ошибки.
Как просто зарегистрировать ИП и решить другие вопросы, связанные с началом бизнеса
Обратитесь к нам в Лайтбокс, мы:
Бесплатно и быстро зарегистрируем вас в качестве ИП.
Подберем банк для открытия расчетного счета на выгодных для вас условиях.
Проконсультируем, нужна ли вам онлайн-касса, и если нужна, поможем подобрать подходящее оборудование. Предлагаем кассовое оборудование в рассрочку под 0% или аренду за 900 руб./мес.
Подберем выгодные условия по эквайрингу, а еще подключим СБП (Систему быстрых платежей) с комиссией 0,4–1%.
Поможем подобрать онлайн-бухгалтерию при вашем запросе.
При необходимости, быстро и качественно переведем торговлю в интернет.
Дата публикации: 17.02.2023