Почти все категории товаров, подлежащие обязательной маркировке, реализуются на маркетплейсах. Это обувь, шубы, товары легкой промышленности, духи, шины, молочная продукция, вода, фотоаппараты, БАДы.
Еще недавно ответственность за соблюдение правил маркировки возлагалась только на продавцов, которые работают с онлайн-площадками. Маркетплейсы же позиционировали себя как службы доставки, оказывающие только логистические услуги. Но с 1 марта 2023 года они тоже стали полноценными участниками оборота маркированной продукции – согласно Постановлению Правительства № 1351 от 29.07.2022.
Как индивидуальным предпринимателям и маркетплейсам работать по новым условиям маркировки товаров и не попасть под штрафные санкции, читайте в статье.
Коротко о том, что такое обязательная маркировка
Для борьбы с контрафактом и низкокачественным товаром в России создана национальная система маркировки «Честный знак». Каждой единице товара, подлежащей обязательной маркировке, в системе присваивается уникальный код – двумерный код DataMatrix. Он позволяет отследить весь путь товара: от создания до реализации конечному покупателю. Кроме того, DataMatrix гарантирует подлинность и качество продукции – в нем содержится информация о том, кто, где и когда произвел товар, артикул, срок годности и т. д.
Нанесение кодов маркировки и ввод товаров в оборот – обязанность производителей и импортеров. Продавцы же следят за наличием кодов и выводят маркированные товары из оборота, то есть в момент продажи передают коды маркировки в «Честный знак».
Все участники оборота регистрируются в системе маркировки и взаимодействуют между собой через ЭДО (электронный документооборот) с помощью УПД (универсального передаточного документа), где указываются коды маркировки из партии. По-другому работать нельзя.
Компания Лайтбокс помогает предпринимателям с регистрацией в системе «Честный знак» и подключением к сервису ЭДО. Оставьте заявку, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее рабочее время.
Что изменилось в 2023 году?
Напомним, что поставщики работают с маркетплейсами по двум моделям:
FBO (Fulfillment by Operator) – название модели может быть интерпретировано как FBY для Яндекс Маркет или FBW для Wildberries — это продажи со склада маркетплейса. Продавец заранее поставляет товары на склад площадки для хранения, а сотрудники маркетплейса по необходимости собирают и доставляют заказы покупателю.
FBS (Fulfillment by Seller) – продажи со склада продавца, логистика силами маркетплейса. При поступлении заявки на продажу селлеры самостоятельно собирают и упаковывают заказ по правилам площадки. Затем передают его в доставку маркетплейса, либо привозят в пункт выдачи.
Изменения затронули самую популярную модель — FBO (FBY, FBW). Для контроля за качеством товаров, реализуемых через онлайн-площадки, с 01.03.2023 предусмотрена ответственность для маркетплейсов, принимающих маркированную продукцию на свой склад: за неподачу сведений в «Честный знак» о выбытии маркированного товара из оборота и продажу контрафакта.
Важно отметить, что маркетплейсы не маркируют товары. За наличие кодов DataMatrix на определенных товарах по-прежнему отвечают поставщики маркетплейсов (производители или дистрибьюторы). Поэтому в 2023 году требования маркетплейсов к поставкам маркированных товаров ужесточились.
Как продавать товары с маркировкой на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет в 2023 году
Подготовка к продажам. Маркировка товаров для маркетплейсов
В личном кабинете продавца маркетплейса поставщик создает каталог товаров. Важно в каждую карточку товара правильно внести код ТН ВЭД – по нему площадки проверяют необходимость маркировки.
Если ТН ВЭД отсутствует или указан неправильно, маркетплейсы не смогут передать информацию о движении товара в «Честный знак» и получат штраф. Издержки взыскиваются торговыми площадками с поставщика.
Также перед поставкой важно проверить следующее:
-
факт нанесения этикетки с кодом DataMatrix на каждый товар, который подлежит маркировке;
-
отсутствие повреждений этикетки и простота считывания кода;
-
наличие статуса кода «в обороте».
Чтобы код маркировки легко считывался , маркетплейсы рекомендуют наносить его на видное место внешней упаковки товара.
Несоблюдение вышеперечисленных пунктов приводит к штрафам. Например, поставщикам Wildberries за отсутствие либо неверное размещение на упаковке кода маркировки придется отдать 1000 р. за каждую единицу товара. К тому же Вайлдберриз передает Минпромторгу перечень компаний, которые торгуют маркированными товарами, но коды в систему маркировки не отправляют.
Поставка и продажа по модели FBO (FBY, FBW)
- В ЛК селлер оформляет заявку на поставку, помечая товары, для которых нужна обязательная маркировка. Упаковывает товар по правилам площадки и отправляет на склад маркетплейса.
-
Сотрудники склада сканируют коды маркировки – проверяют их считываемость, корректность статуса, проверяют качество и считают количество товара. В ЛК селлера появляется акт приемки с кодами маркировки всех принятых товаров. Его нужно проверить и подписать.
-
В течение 3-х дней после согласования акта приемки, продавцы обязаны передать маркетплейсу через ЭДО электронный УПД. Тут площадки пошли навстречу селлерам и формируют УПД за них. Продавцам остается только скачать в ЛК документ и подписать его. Коды в УПД должны соответствовать кодам из акта приемки.
-
По факту подписания УПД коды маркировки зачисляются на баланс маркетплейса и попадают в продажу. Право собственности переходит маркетплейсу по агентской схеме. Основание для передачи УПД – «Товары переданы от Комитента Комиссионеру».
-
Далее маркетплейс выводит коды маркировки из оборота по факту продаж с помощью чеков, пробитых на онлайн-кассе. «Честный Знак» должен узнать о выбытии кодов в течение 3-х дней с момента продажи товара.
Отличительные особенности Озон:
- Товары с маркировкой и без можно привозить вместе.
- Площадка не принимает коды-агрегаторы для маркированных товаров.
Чтобы продавать упакованную воду со склада Озон, УПД с кодами нужно передать перед поставкой.
Поставка и продажа по модели FBS
При продаже маркированных товаров со склада продавца переход права собственности на товар не происходит. За передачу кодов в систему маркировки отвечает селлер.
-
После сборки заказа поставщик указывает в акте приема-передачи коды маркировки и перед отгрузкой маркированных товаров оформляет в «Честном знаке» документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа». Передавать УПД не нужно.
-
При получении товара маркетплейсу достаточно проверить корректность кодов.
-
Информацию о том, какие из кодов были проданы, площадки размещают в «Отчете по товарам с обязательной маркировкой». Он находится в ЛК продавца в разделе «Аналитика». По нему можно проверить, действительно ли коды выведены из оборота.
Каждый маркетплейс размещает у себя на сайте инструкции, как продавать маркированные товары по разным схемам. Периодически в них вносятся корректировки. Поставщики должны всегда держать руку на пульсе, чтобы торговать без штрафов.
Штрафные санкции
В 2023 году суммы штрафов за отсутствие маркировки согласно статье 15.12 КоАП РФ составляют:
-
для граждан – от 2 до 4 тыс. рублей;
-
для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
-
для организаций – от 50 до 300 тыс. рублей.
При первом нарушении можно отделаться предупреждением, но за продажу немаркированной продукции в особо крупных размерах (от 6 млн рублей) последует уголовная ответственность до 5 лет.
Решение от Лайтбокс упрощает жизнь продавцам маркированных товаров
Лайтбокс предлагает все необходимое для работы с маркированными товарами от приемки до продажи:
- Онлайн-касса. Кассу можно купить, взять в аренду или оформить в рассрочку.
- 2D-сканер. Есть модели онлайн-касс, в которые 2D-сканер уже встроен.
-
Готовая интеграция с сервисом ЭДО. Выбирать более чем из 100 операторов и отдельно оплачивать их услуги вам не придется.
-
Удобная приемка товара:
- Работа с УПД на кассе или в ЛК кассы через ПК.
- Полная или частичная приемка УПД.
- Прием товара агрегированными упаковками, например, блоками. При этом достаточно считать код упаковки, и товароучетная система «поставит» на баланс каждую пачку с ее уникальным кодом.
- Упрощенный поиск УПД по признакам: поставщику, дате, виду продукции, статусу.
- Быстрое приходование поставок:
- Выборочное сканирование кодов на нескольких товарах из партии для сверки с документами.
- Подтверждение УПД без сканирования кодов, если есть доверие к поставщику.
- Автоматическое создание карточек на новые товары и новых поставщиков.
- Защита от штрафов. Контроль минимальных розничных цен (МРЦ). Запрет продажи товаров, которых нет на балансе.
- Складской учет. Актуальные остатки в режиме онлайн. Более 50 видов аналитических отчетов.
- Автоматическое и бесплатное обновление кассовой программы в соответствии с законодательством.
- Круглосуточная и бесплатная техподдержка.
Мы бесплатно консультируем розничную торговлю по вопросам, связанным с учетом и реализацией маркированных товаров. Оставьте заявку, мы позвоним вам в ближайшее рабочее время.
Дата публикации: 5.09.2023