Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей
Что такое налоговые каникулы, и кому они положены?
С начала 2021 года новым ИП предоставляется возможность работать и платить налоги по так называемой “нулевой ставке”. Это решение прописано в Федеральном законе N 266-ФЗ от 31 июля 2020 года и относится не ко всем предпринимателям, а лишь к тем, кто работает по упрощенной налоговой системе (УСН) и на патентной системе (ПСН).
Налог будет “нулевым” только в том случае, если будут соблюдены несколько условий:
-
В регионе, в котором зарегистрирован ИП, уже принят закон о налоговых каникулах. Список регионов, в которых действуют налоговые каникулы, можно посмотреть на сайте ФНС или здесь.
-
Предприниматель прошел регистрацию после принятия этого закона, и сделал это впервые.
-
Предприниматель занят в производственной, научной или социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду как ИП. Список кодов ОКВЭД, которые подпадают под действие этого закона, в каждом регионе может отличаться.
-
Суммарный доход от этого вида деятельности составляет не менее 70 % от общего дохода ИП.
Действуют эти налоговые каникулы до 2023 года.
Кстати, в некоторых регионах существуют и дополнительные ограничения для получения льготы для ИП в 2021 году : по количеству наемных сотрудников или по максимальному размеру годового дохода.
И еще одни важный момент! Эта налоговая льгота распространяется только на налоги, связанные с выбранной вами системой налогообложения. Остальные налоги: транспортный, земельный, и т.д. — платить придется в полном объеме.
Как получить налоговую льготу?
Важно понимать, что даже если вы соблюдаете все вышеперечисленные условия, налоговые каникулы к вам не будут применены автоматически. Вы должны самостоятельно подать документы и уведомить налоговый орган о том, что вы имеете право воспользоваться льготой.
Проверить соблюдение всех условий
Во-первых, зарегистрируйте ИП, если вы еще этого не сделали. Регистрация ИП — процесс несложный, и занимает совсем не много времени. Важно, чтобы дата регистрации была позднее даты принятия закона о налоговых каникулах в вашем регионе.
Далее удостоверьтесь в том, что вам действительно положены каникулы. Проверьте, действует ли в вашем регионе эта программа. Проверить можно, например, здесь.
Убедитесь в том, что ваша деятельность входит в перечень кодов ОКВЭД, которым положены льготы. Заодно проверьте, нет ли для вашего вида деятельности ограничения по доходам и по количеству наемных работников.
Проще всего выбрать время и сходить на прием к консультанту в налоговую инспекцию по месту жительства. Здесь вам всё разложат по полочкам, проверят все данные и подскажут, положена вам такая налоговая льгота или нет, и если нет, то почему.
Выбрать подходящий режим налогообложения
По умолчанию все вновь зарегистрированные ИП применяют основную систему налогообложения. Для получения налоговой льготы в виде каникул, предприниматель должен перейти на упрощенную (УСН) или патентную (ПСН) системы налогообложения.
Сделать это необходимо в течение 30 дней после даты регистрации ИП. Предприниматель должен подать заявление о переходе на другую систему налогообложения установленной формы (для перехода на УСН — форму 26.2-1, для получения патента — форму 26.5-1). Для налогообложения ИП на УСН и ИП на ПСН применяются ставки налогов, установленные налоговым кодексом — статьей 346.20 НК РФ и 346.50 НК РФ.
Определить долю дохода по льготному ОКВЭД
Важный пункт, на который нужно обращать внимание — процент дохода от деятельности, по которой вам могут предоставить льготы. Здесь у предпринимателей могут быть трудности, ведь многие осуществляют деятельность по нескольким ОКВЭД. И деятельность по льготному ОКВЭД (или по нескольким льготным ОКВЭД) должна приносить предпринимателю 70 и более процентов дохода. Если эта цифра окажется ниже, то увы, вам придется платить налоги в соответствие с выбранной системой в полном объеме.
Налоговые каникулы и отчетность
Если вы выбрали патентную систему налогообложения, то вы не обязаны сдавать в ФНС никакие отчеты на протяжении всего срока налоговых каникул. Кроме этого, вам не придется платить и за оформление патента на следующий период.
Предпринимателям, выбравшим УСН в качестве системы налогообложения, избавиться от отчетности, к сожалению, не получится: сдавать отчеты в налоговую всё-таки придется в виде так называемой “нулевой декларации”. В ней изменится только ставка налога:она будет равна нулю. Книгу учета доходов и расходов тоже необходимо заполнять, ведь на ее основании будет принято решение о предоставлении предпринимателю налоговых льгот в следующем отчетном периоде. Если установленные лимиты будут превышены, ИП обязан будет прекратить использование УСН, перейти на ОСНО, платить налог на прибыль и НДС.
Взносы в ФСС и ПФР: платить или нет?
Налоговые каникулы освобождают ИП только от уплаты налога на полученный доход. Остальные обязательные выплаты остаются прежними, для всех категорий ИП, в том числе выплата страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) и в Пенсионный фонд России (ПФР).
Как ИП может упростить сдачу бухгалтерской отчетности?
Бухгалтер в компании — это дополнительная штатная единица, и, соответственно, предпринимателю придется платить ему зарплату и делать взносы в ФСС и ПФР. Эти расходы тоже можно исключить, если воспользоваться специальным бухгалтерским онлайн-сервисом. Ежемесячная плата за такой сервис будет в разы меньше затрат на наемного бухгалтера.
Что умеют такие бухгалтерские онлайн-сервисы?
-
Рассчитывать налоги и отправлять в платежки в интернет-банк для быстрой оплаты.
-
Подготавливать и сдавать отчеты в ПФР, ФНС, ФСС.
-
Автоматически рассчитывать зарплаты наемным сотрудникам.
-
Автоматизировать стандартные операции и формировать договора с контрагентами.
-
Напоминать о сроках сдачи нужных отчетов.
Владелец небольшого бизнеса вполне справится с ведением бухгалтерии самостоятельно, имея в помощниках такой сервис. По большому счету, он будет вводить только первичную информацию, а всё остальное сервис выполнит автоматически.
Но вся прелесть онлайн-бухгалтерии раскрывается в тандеме с онлайн-кассой. Поясним на примере с кассой Лайтбокс. Касса Лайтбокс интегрирована с бухгалтерским онлайн-сервисом “Мое дело” и автоматически направляет ему информацию о новых поступлениях, продажах, выручке, возвратах,то есть все данные, необходимые для бухучета и отчетности. Любое движение товара сразу учитывается на остатках бухгалтерского сервиса. А создание отчета по розничной выручке и Х-отчета после закрытия смены не требуют ручного ввода цифр.
С онлайн-кассой вам не нужно тратить время на отчеты о доходах ИП и ООО.
На штатных и приходящих бухгалтерах, штрафах и поездках в контролирующие ведомства предприниматель, использующий бухгалтерский онлайн-сервис, может сэкономить несколько сотен тысяч рублей в год.
Дата публикации: 15.04.2021