С 01.07.2018 работать в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий» обязаны все, кто производит и продает продукцию, подлежащую ветеринарному контролю. Это необходимо для борьбы с некачественными продуктами и контрафактом. Регистрироваться в автоматизированной системе электронной сертификации теперь обязаны все, кто так или иначе связан с производством, хранением и реализацией продукции животного происхождения, а также контролирующие структуры:
-
субъекты, которые непосредственно участвуют в обороте товаров животного происхождения (магазины, производители)
-
местные и региональные ветеринарные управления и станции по борьбе с болезнями животных
-
структуры центрального аппарата Россельхознадзора и его территориальные подразделения
-
складов временного и длительного хранения продукции, подлежащей ветеринарному контролю
-
зоны таможенного контроля.
Перечень товаров, обязательных для отражения в «Меркурий»
Перечень товаров, обязательных для отражения в «Меркурии», утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317. Розничным магазинам нужно обратить внимание на такие позиции из перечня:
-
мясо, субпродукты;
-
рыба, ракообразные, моллюски;
-
животные и растительные жиры, маргарин;
-
молочная и кисломолочная продукция, включая мороженое и сгущенку;
-
яйца;
-
мед и продукты пчеловодства;
-
колбасы, консервы из рыбы и мяса.
Ветеринарные сопроводительные документы (ВСД)
На все товары, которые подлежат ветеринарному контролю, должны составляться ветеринарные сопроводительные документы (ВСД): ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки, а также их электронные версии (электронные ветеринарные сертификаты, свидетельства и справки — ЭВСД). Правила оформления этих документов отражены в ст. 2.3 Федерального закона от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии".
ВСД должны оформляться на каждом этапе оборота подконтрольных товаров, а именно:
-
при производстве товаров
-
при транспортировке из места производства к местам хранения или реализации
-
при переходе права собственности на товары между субъектами рынка (кроме случаев продажи покупателю оптом или в розницу для личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Перед отправкой поставщики обязаны оформить в «Меркурий» ветеринарную сопроводительную документацию (ВСД) на каждую партию выпущенной продукции. Затем распечатать QR-код ВСД и передать перевозчику для подтверждения легальности перевозимого груза в случае проверки на дороге.
Дальнейшие действия сотрудников магазина зависят от ситуации:
-
продукция соответствует документам, ВСД в «Меркурии» нужно погасить (подтвердить) на всю партию;
-
поставка отличается от информации в ВСД по объему (более, чем на 5%), дате, номеру накладной, единицам измерения. В этом случае нужно составить «Акт несоответствия», в котором указать фактические данные;
-
часть товара нужно вернуть, например, из-за низкого качества. Для этого партия делится. На ту продукцию, которая остается в магазине, ВСД подтверждается, а на непринятую нужно оформить «Возвратный сертификат» с указанием причины возврата;
-
полностью вернуть всю партию, оформив «Возвратный ВСД» на весь товар.
На гашение (подтверждение) ВСД у продавцов есть 1 рабочий день с момента поступления товара.
Организации и ИП, которые не подключатся к «Меркурию» грозят штрафы по ст.10.8 КоАП РФ: должностным лицам 3 - 5 тыс. рублей, организациям 10-20 тыс. рублей.
Регистрация в системе «Меркурий»
Для того, чтобы начать работу в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий», необходимо пройти процедуру регистрации. Если же вы пока хотите просто познакомиться с системой и «пощупать» все ее возможности и функционал, для вас есть демо-версия системы.
Чтобы получить доступ к демонстрационной версии системы, нужно отправить заявку на электронный адрес системы mercury@fsvps.ru. В этом письме нужно указать ИНН организации, Ф. И. О. пользователя, роль пользователя в системе (производитель, поставщик, продавец и т.д.) и контактные адреса электронной почты. После того как заявка будет обработана (обычно, на следующий рабочий день) на указанный вами адрес электронной почты будут направлены логин и пароль для доступа к демонстрационной версии ФГИС «Меркурий».
Процедура регистрации в ФГИС «Меркурий» утверждена приказом Министерства сельского хозяйства России № 589 от 27.12.2016 года.
Есть два варианта регистрации:
-
письменная заявка на подключение к системе «Меркурий» (бумажная версия) о регистрации в местное управление Россельхознадзора
-
электронное письмо с заявлением о регистрации, направленное на электронный адрес Россельхознадзора.
Оба варианта равноценны, но при отправке заявления на регистрацию, следует учитывать, что процедуры регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) в системе и юридического лица (ООО или организаций иных форм собственности) несколько отличаются.
Регистрация в системе «Меркурий» для ИП
Так же, как и для регистрации в демоверсии системы, для индивидуальных предпринимателей есть два способа зарегистрироваться в системе:
-
Письменная заявка. Предприниматель отправляет заполненную форму заявки почтой (письмом) или приносит ее лично в ближайшее территориальное управление Россельхознадзора. Список управлений и их почтовые адреса есть на сайте Россельхознадзора.
-
Удаленная регистрация. Предприниматель должен отправить заполненную форму заявки на адрес электронной почты info@svfk.mcx.ru. В этом случае заявка обязательно должна быть подписана простой электронной подписью
Шаблон заявки на регистрацию для индивидуальных предпринимателей можно скачать здесь.
Регистрация в системе «Меркурий» для организаций
И в этом случае система предлагает на выбор два варианта:
-
Письменная заявка. Заявка, подписанная руководителем компании, отправляется обычной почтой (письмом) или приносится лично в территориальное отделение Россельхознадзора. Список адресов региональных управлений РСХН смотрите здесь.
-
Регистрация по электронной почте. Заявка от компании подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляется на адрес admin@fsvps.ru
Как и для ИП, для организаций также есть своя форма заявки на регистрацию в системе «Меркурий». Её можно скачать здесь.
Внимание: формы заявок для ИП и для организации различны. Обратите на это внимание при заполнении!
Как работать в системе «Меркурий»?
Работать с ВСД в системе Меркурий можно двумя способами:
-
на сайте инфосистемы,
-
через товароучетный кассовый сервис.
Первый способ оптимален при условии хорошего Интернета и небольшого документооборота. Иначе гашение ВСД может растянуться на долгое время. Установка программы на компьютер не предусмотрена. Придется заходить в свой личный кабинет через сайт Меркурия.
При большом обороте товаров ветконтроля предприниматели обычно обычно выбирают второй вариант: подключение к ФГИС «Меркурий» через товароучетные системы. Все дело в том, что предпринимателю не нужно заходить на сайт ФГИС «Меркурий», вся работа ведется в личном кабинете товароучетной системы или на самой кассе. Это значительно ускорит процедуру обработки и оформления ВСД. Товароучетных систем со встроенным модулем для работы с ФГИС “Меркурий” нет так много.
Расскажем, как это работает, на примере товароучетной системы кассы Лайтбокс:
-
Принимать ВСД можно как через ПК в своем личном кабинете сервиса, так и непосредственно на кассе.
-
Чтобы найти нужную ВСД, просто сделайте сортировку по нужному признаку. Например, название поставщика, вид продукции, дата. В ваш личный кабинет товароучетной системы подгружаются только нужные документы;
-
Полное гашение ВСД проводится быстрым способом, практически с одной кнопки.
-
Вы никогда не запутаетесь в документах. Сервис помечает новые и принятые ВСД.
-
Если есть разногласия в поставке, сервис сам формирует и отправляет Акты несоответствия и возвратные ВСД.
Онлайн-касса для ФГИС «Меркурий»
Для продажи товаров, подлежащих ветеринарному контролю, подойдут любые онлайн-кассы. Мы рекомендуем выбирать кассовые решения, в которых есть интеграция с ФГИС «Меркурий» и предусмотрен функционал приема ВСД прямо на кассе. Пример такого решения - касса Лайтбокс.
Касса Лайтбокс полностью автоматизирует работу с ВСД, товарной номенклатурой и учетом остатков.
-
сортировать, принимать и гасить ВСД вы можете на кассе или через ПК в личном кабинете кассового сервиса;
-
сервис автоматически при наличии разногласий в поставке составляет Акты и возвратные ВСД
Платить отдельно за работу с ФГИС «Меркурий» через кассу и товароучетною систему Лайтбокс не нужно. Модуль работы с «Меркурием» “ доступен всем пользователям товароучетной системы на тарифе «Профи».
Подобрать онлайн-кассу Лайтбокс
Почему предприниматели для продуктовой розницы выбирают онлайн-кассы Лайтбокс?
Основная причина ─ любой предприниматель гарантированно подберет кассу для своего бизнеса, поскольку есть кассы для любых торговых точек и продажи товаров (услуг) на выезде: мобильные и стационарные модели с разными размерами экранов и скоростью печати чека.
1. Полный цикл работы с товарами ветконтроля, алкоголем и ЕГАИС, а также маркированными товарами в режиме «одного окна».
2. Кассовая программа и обновления бесплатные.
3. Легко работать с номенклатурой на кассе и в личном кабинете ─ создавать и редактировать карточки, быстро добавлять товары в чек разными способами.
4. Можно экономить на эквайринге. В кассы Лайтбокс встроен функционал по приему безналичных платежей через СБП (Систему быстрых платежей). Комиссия гораздо ниже эквайринговой - всего 0,4 ─ 0,7%.
5. Есть встроенный товароучетный сервис
6. Есть готовые решения для онлайн-торговли и доставки
7. В любое время получится проконтролировать торговлю через бесплатное приложение для владельцев.
Дата публикации: 13.12.2019