Придя в магазин, клиент имеет право получить достоверную информацию о характеристиках и стоимости товаров, чтобы определиться с покупкой. Для этого и существуют ценники. К их оформлению предъявляются определенные требования, которые обязаны соблюдать все продавцы.
В статье разберем, как правильно оформлять ценники на товары в 2021 году.
Действующая законодательная база
В России правила торговли (в том числе и порядок оформления ценников) регламентируются следующими нормативно-правовыми документами:
-
Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020г. «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования…» (далее по тексту Правила). Новые Правила торговли вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.
-
Законом «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) № 2300-1 от 07.02.1992г.
За соблюдением законодательства строго следит Роспотребнадзор.
Кстати, базовые положения старых Правил (стандарты регламентировались Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.) остались прежними, часть требований признаны устаревшими еще четыре года назад. Но все прошлые изменения сейчас отражены и закреплены в новом документе.
Далее рассмотрим, какие обязательные и дополнительные требования предъявляются к оформлению ценников в 2021 году. Для наглядности составим таблицу.
Обязательные требования к оформлению ценников в 2021 году. Сравнение старых и новых правил
|
Требование | Комментарии |
Старые Правила 1998 года |
Новые Правила |
1. |
Единое оформление и четкость |
Это значит, что цвет, форма, шрифт, материал таблички должны быть одинаковыми для всех ценников в магазине. Также покупатель должен четко видеть и понимать стоимость каждого товара. |
обязательно |
обязательно |
2. |
Наименование товара |
На ценнике указываются название и характеристики товара. Например, конфеты «Белочка», сок «Добрый», рис «Для плова», фасованный по 1 кг и т.п. |
обязательно |
обязательно |
3. |
Сорт, вид товара |
Указывать сорт и вид надо, если они есть. Например, масло высшего сорта |
обязательно |
обязательно |
4. |
Цена за единицу (штуку, кг, 100 г, 1 м, бутылку и т. д.) |
Указывается стоимость за единицу веса или за единицу товара. Например, сыр «Гауда» —500 руб. за 1 кг, шампунь «Утенок» – 200 руб. за 1 шт. и т.п. |
обязательно |
обязательно |
5. |
Дата оформления ценника |
|
обязательно |
допускается |
6. |
Подпись ответственного лица |
|
обязательно |
допускается |
7. |
Печать организации или ИП (вместо подписи) |
|
обязательно |
допускается |
Как видно из таблицы, указывать дату оформления, печать организации, подпись ответственного лица по новым Правилам на ценнике не обязательно. Но их наличие не будет ошибкой.
Дополнительные требования
Дополнительная информация, которой магазин должен обеспечить покупателя:
-
изготовитель товара (страна, фирма),
-
срок годности,
-
условия гарантии,
-
характеристики продукта (например, данные о наличии ГМО, технические параметры),
-
правила использования,
-
лицензия на товар (если есть) и другая.
Каким способом ее предоставить – на отдельном стенде, с помощью продавцов-консультантов, на ценнике – решает продавец.
Основание – Закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) № 2300-1.
Какие ценники бывают?
Новые правила не предусматривают конкретный вид носителя информации ценника и предлагают продавцу выбор. Допускается использование:
-
Бумажных ценников
-
Электронных табло
-
Грифельных досок
-
Стендов
Бумажные ценники бывают обычными, ламинированными и в виде товарных стикеров (самоклеящиеся). Используется плотная бумага или картон.
Информацию на них можно оформить вручную (для этого печатаются пустые шаблоны ценников) или напечатать вместе с шаблоном. Для создания ценников есть специальные программы.
Ламинированные ценники устойчивы к влаге, пыли, грязи. Их часто используют в сфере услуг: в кафе, столовых и т.д.
Стикеры обычно применяют для маркировки большого количества разного мелкоштучного товара, например, книг, рулонов.
Три последних вида подходят для небольшого ассортимента товаров.
Такое разнообразие носителей очень удобно для продавцов. Использование грифельных досок, стендов и электронных носителей позволяет обновить цены намного быстрее. Заново печатать ценники на бумаге более трудоемко.
Как оформлять и размещать ценники?
-
Стандартный размер бумажного ценника – 72 на 42 миллиметра. Но в зависимости от товара разрешаются и другие размеры. Например, для бытовой техники допустимый формат – А4.
-
Если у какой-то группы товаров цена одинаковая, ее все равно указывают отдельно за каждый товар.
-
В период проведения распродажи или акции допускается использовать один общий ценник для разных видов товаров. Условие: все акционные товары должны быть размещены в виде групповой выкладки, например, в корзине, тележке, отдельной полке.
-
Если по дисконтной карте магазина на товар предоставляется дополнительная скидка, на ценнике можно указать две цены – основную и пониженную. Но основная должна быть напечатана более крупным шрифтом.
-
В одном магазине запрещено использовать больше двух цветов ценников. Поэтому в период акций допускается оформление привычных «желтых» ценников. На них распространяются общие требования ЗоЗПП – наличие полной и достоверной информации об условиях приобретения товара.
-
Во время скидок можно сверху старой цены приклеить новую. Зачеркивать ценник нельзя.
-
Для разносной торговли (продажа с лотка, в поезде) предусмотрены особенные правила. Вместо отдельных ценников составляется прейскурант со списком цен, наименованием товаров и обязательном наличии внизу подписи ответственного лица и печати продавца.
-
Ценники должны быть расположены так, чтобы покупатель мог легко понять к каким товарам они относятся.
Стоит сказать, что в Правилах не прописано четко, как единообразно оформлять ценники в магазине. Поэтому при любых сомнениях лучше обратиться в Роспотребнадзор за разъяснениями.
Упростить создание ценников и сэкономить время работы с ними позволяет автоматизация магазина с помощью товароучетных программ (ТУ). Благодаря таким программам вы сможете создавать и печатать ценники по одному шаблону, без ручного заполнения и большими партиями.
Во все кассы Лайтбокс товарный учет уже встроен, поэтому вам не придется подключать отдельный сервис для этого.
Как просто создавать ценники на примере кассы Лайтбокс?
В нашей ТУ программе есть несколько стандартных шаблонов по размерам. А подсистема «Редактор ценников» позволяет создавать собственные уникальные шаблоны, сохранять и редактировать их.
Какие возможности в товароучетной программе Лайтбокс?
-
Копирование стандартных шаблонов ценников.
-
Удаление созданных шаблонов.
-
Создание новых и редактирование уже имеющихся шаблонов ценников.
Здесь вы можете изменять размер ценника, выбирать размеры шрифтов для наименования, цены, отдельно для каждого элемента, изменять расположение/наличие полей с наименованием/штрих-кодом/ценой и т. д.
-
Печать любых шаблонов сразу из программы.
Что еще умеет товароучетная программа Лайтбокс?
-
Складской учет. Оприходование товаров, перемещение, списание, контроль и анализ остатков, заказы поставщикам и др.
-
Автоматический расчет цены на единицу или группу товаров при постановке на баланс.
-
Более 50 аналитических отчетов: выручка, прибыль, учет продаж, неликвиды, остатки (на определенную дату, за определенный период, по поставщикам), себестоимость остатков магазина на дату и другие.
-
Маркетинговые инструменты. Программы лояльности, скидки, акции и другое.
-
Полный цикл работы с ЕГАИС, маркировкой и ФГИС Меркурий.
Особенности оформления ценников для некоторых видов товаров
Продовольственные товары
На ценниках рекомендуется указывать:
-
для предварительно расфасованных весовых товаров: наименование, вес (масса нетто), цену за килограмм или 100 граммов, цену отвеса, дату фасования и срок годности;
-
для товаров, продаваемых в розлив: наименование, цену за единицу емкости.
Бытовая техника
В ценник добавляют марку, модель, артикул и технические характеристики.
Мебель
Дополнительно к названию предмета мебели указывают его назначение, материал, срок доставки.
Ювелирные изделия
Ювелирные изделия должны иметь опломбированные ярлыки, где указаны: наименование, изготовитель, артикул, название драгоценного металла и его пробы, общий вес изделия, наименование, вес и характеристики вставок драгоценных камней. Если вставка из искусственного камня, пишут, что камень не является драгоценным. Цена изделия указывается общая и за грамм без вставок.
Комиссионные товары
На ценнике фиксируют состояние (новый или б/у) и недостатки товара, срок годности или срок службы, технические характеристики (для техники).
Товары, подлежащие обязательной маркировке:
Молочная продукция с заменителем молочного жира и без должна визуально разделяться. Поэтому на полезную «молочку» оформляются цветные ценники с надписью «Продукт без заменителя молочного жира».
У продукции данной категории ценники сопровождаются специальными товарными ярлыками, на которых надо указывать артикул, состав, цену за единицу товара, размер, при необходимости – рост, для меховых изделий – вид и окраску меха. Если этих данных на ярлыке нет, они отражаются в ценнике.
Лекарства
Оформление ценников в аптеке дополнительно регламентируется Приказом Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31.08.2016г. Согласно ему, посетитель аптеки, кроме названия лекарств, должен видеть на ценнике дозировку, количество доз в упаковке, страну производителя, срок годности (при наличии).
Частые ошибки при составлении ценников и соответствующие административные штрафы
Ценник содержит ложную информацию о продукте или характеристике продукта. Например, на фарше указана более поздняя дата изготовления, чтобы выдать его за свежий, или неверно указан материал, сорт и т. д. товара.
Эти случайные или умышленные ошибки нарушают Закон о защите прав потребителей и караются за обман клиента по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.
Штраф для индивидуальных предпринимателей (ИП) – от 12 000 до 20 000 рублей, для организаций – от 100 000 до 500 000 рублей.
Цена на кассе оказалась больше, чем в ценнике. Обычно, продавцы объясняют это тем, что не успели поменять ценник, например, после завершения акции. Наказание также за обман покупателя.
Штраф для ИП – от 10 000 до 30 000 рублей, для организаций – от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
Нарушение других требований к ценникам (правил продаж):
-
Неправильное оформление ценников. Например, часть из них напечатана, часть написана от руки или после цены нет слова «рублей».
-
Нечеткий или непонятный ценник. Например, название продукта сокращено так, что текст неверно понимается, и клиент покупает не тот товар, который хотел.
-
На ценнике используется мелкий шрифт. И ценник размещен так, что покупатель с трудом или вообще не может увидеть написанное.
Штраф для ИП – от 1 000 до 3 000 рублей, для организаций – от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 14.15 КоАП РФ).
Товар выставлен без ценника. Это нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.
Штраф для ИП – от 500 до 1 000 рублей, для организаций – от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
За нарушение прав потребителей предусмотрена и уголовная ответственность. Например, в ценнике изменены характеристики небезопасного товара. За это предусмотрено наказание по ст. 238 УК РФ: от штрафа в 300 000 рублей до двух лет лишения свободы.
Как использовать ценники для роста продаж?
Ценники не только предоставляют информацию о товаре, но и продают его. Как, не нарушая правил оформления ценников, повысить эффективность продаж? Для этого возьмите на заметку несколько приемов:
-
Сделайте описание товара более эмоциональным и мотивирующим с помощью дополнительных фраз. Особенно это касается продовольствия. Например, не просто курица или говядина за 150 р., а сочная курица, нежная говядина. Не просто батон, а хрустящий батон.
Примеры для других категорий товаров: шарф из новой коллекции, свитер из мягкой шерсти, высокоскоростная видеокамера, экономичная стиральная машина и т. д.
-
Размещайте рядом с товарными ценниками листовки с надписями: скидка, новинка, цена недели, акция.
-
Подберите оптимальный размер ценников, чтобы покупатели не вглядывались в написанное.
-
Дизайн этикетки и ценника играет немаловажную роль в продажах. Сделайте его нестандартным. Но главное, соблюдайте меру, если перестараться можно и оттолкнуть клиента.
Почему предприниматели часто выбирают для работы кассу Лайтбокс?
Многие предприниматели выбирают кассу Лайтбокс как доступную и современную кассовую технику, которая не требует в дальнейшем каких-либо вложений.
-
Здесь есть предложения по рассрочке и аренде. Услуги по регистрации кассы в ФНС и подключение к ОФД.
-
Кассы Лайтбокс бесплатно и автоматически обновляются под любые изменения закона и могут работать в офлайн-режиме.
-
Есть функция экономия чековой ленты. Вы можете отменить печать бумажного чека, если покупателю он не нужен, или включить функцию экономию чековой ленты, чтобы на бумажном чеке реквизиты были размещены компактно и он стал короче.
-
В кассы встроен функционал по приему безналичных переводов через Систему быстрых платежей (СБП). Комиссия здесь ниже, чем по эквайрингу – всего 0,4%-0,7%. Не нужно покупать терминал эквайринга, а платежи поступают на ваш расчетный счет за 15 секунд.
Хотите узнать подробнее про кассы Лайтбокс? Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее рабочее время.
Дата публикации: 13.09.2021