- Как работает онлайн-касса
- Этапы подготовки кассы к работе и организация работы
- Предварительный шаг — с чего начать, когда кассы нет
- Шаг 1 — получение КЭП
- Шаг 2 — выбор ОФД и регистрация кассы в налоговой
- Шаг 3 — настройка ККТ
- Как проще подготовить онлайн-кассу к работе
- Шаг 4 — как работать на кассе
По закону 54-ФЗ при расчетах за товары и услуги почти все предприниматели и организации должны использовать онлайн-кассы. Но мало выбрать и установить подходящую технику. Кассу еще необходимо «узаконить», а также научиться с ней работать. Подготовили для вас пошаговую инструкцию: как предпринимателю пользоваться кассовым аппаратом, чтобы не было проблем с законом и штрафов.
Этапы подготовки кассы к работе и организация работы
-
Предварительный — выбор техники.
-
Первый — получение квалифицированной электронной подписи (КЭП).
-
Второй — выбор оператора фискальных данных (ОФД) и регистрация ККТ в налоговой.
-
Третий — настройка под ваш бизнес.
-
Четвертый — организация ежедневной работы.
На каждом шаге есть свои нюансы, о которых дальше расскажем подробнее.
Предварительный шаг — с чего начать, когда кассы нет
Если у вас уже есть ККТ, переходите к следующему шагу. Остальным рекомендуем выполнить такие действия:
-
Проверьте, нужна ли вашему бизнесу онлайн-касса. В 54-ФЗ достаточно «льготников» — тех, кто может работать без ККТ.
-
Выберите подходящую технику. Обратите внимание, что несмотря на большое количество разных касс на рынке, все они делятся на четыре типа: автономные, смарт-терминалы, фискальные регистраторы и облачные кассы. У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Об отличиях автономных касс от смарт-терминалов можно прочитать в этой статье. Про остальные виды кассового оборудования и в целом про выбор техники рассказывали здесь.
-
Перед тем как купить кассу, присмотритесь к аренде. Возможно, этот вариант будет для вас более подходящим. Аренду и покупку сравнили в этой статье.
Для работы по 54-ФЗ, кроме кассы, вам также необходимо выбрать фискальный накопитель (ФН). Модель ККТ, на которой вы остановились, а также ФН проверьте в соответствующем реестре ФНС — кассовой техники и фискальных накопителей.
Специалисты Лайтбокс бесплатно проконсультируют по выбору контрольно-кассовой техники. Оставьте заявку, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее рабочее время.
Шаг 1 — получение КЭП
КЭП нужна для заключения договора с ОФД, регистрации кассы, а в будущем для ее перерегистрации.
Электронные подписи получить бесплатно в налоговой могут:
-
индивидуальные предприниматели;
-
сотрудники юрлиц, который представляют свою организацию без доверенности, обычно это руководитель (генеральный директор, директор и т.п.).
Для получения КЭП нужно:
-
оставить заявку в личном кабинете ИП или организации ,
-
записаться на прием в ФНС и прийти в назначенное время с паспортом и СНИЛСом. Также предварительно нужно приобрести и взять с собой специальную флешку — токен, сертифицированный ФСТЭК (Федеральной службой по техническому и экспортному контролю). Подойдет например, Рутокен или JaCarta.
Выданная в налоговой КЭП будет действительна в течение 15 месяцев. До окончания этого срока подпись можно продлить онлайн через личный кабинет, после — только посетив инспекцию.
Шаг 2 — выбор ОФД и регистрация кассы в налоговой
Работать на незарегистрированной ККТ нельзя — это будет считаться применением кассы с несоблюдением законодательства. Согласно ст. 14.5 КоАП за такое нарушение владельцу бизнеса грозят штрафы:
-
до 3000 руб. на должностное лицо и ИП;
-
до 10 000 руб. на организацию.
Перед регистрацией кассы необходимо заключить договор с оператором фискальных данных. Список ОФД, аккредитованных налоговой, находится на сайте службы. Выбирайте любую организацию из списка и заключайте с ней договор.
Если вы планируете продавать маркированные товары, обратите внимание, чтобы в договоре с ОФД были условия о передачи реализованных кодов маркировки в «Честный знак».
Дальше владельцу кассы необходимо поставить ее на учет в налоговой. Для этого нужно записаться на прием в ФНС и лично обратиться за услугой к сотруднику налоговой.
Или зарегистрировать кассу в режиме онлайн:
-
в личном кабинете на сайте ФНС;
-
на Госуслугах;
-
в кабинете ОФД, с которым заключен договор.
Для регистрации кассы заполните заявление, в котором укажите:
-
Полное название организации или ФИО индивидуального предпринимателя + ИНН.
-
Место установки кассы (например, магазин, кафе и т.п.) + адрес, который должен совпадать с адресом в документах на собственность (аренду) помещения. Если ККТ будет использоваться для онлайн-продаж, тогда в заявлении указывают адрес сайта.
-
Название и заводской номер модели ККТ.
-
Модель ФН и его заводской номер.
-
Особенности применения ККТ (если есть) — к ним, например, относятся оказание услуг, интернет-продажи, торговля лотерейными билетами и выплата выигрышей, продажа маркированных товаров, агентская деятельность. В заявлении перечислены все особенности, вам достаточно поставить «галочки» напротив соответствующих пунктов.
-
Информацию об ОФД (название и ИНН оператора).
Готовое заявление отправьте в налоговую. Там проверят информацию и присвоят кассе регистрационный номер, который появится в вашем личном кабинете.
После этого проведите процедуру фискализации. Для этого на вашей кассе введите параметры регистрации (название или ФИО и ИНН владельца, сведения о кассе и ФН и др.), а также регистрационный номер, полученный из налоговой. Затем сформируйте и распечатайте Отчет о регистрации ККТ. На фискализацию у вас есть 24 часа с момента получения номера от налоговой и 20 попыток ввода.
Важно! При фискализации кассы будьте внимательны с номером ККТ и ФН. В случае ошибки фискальный накопитель будет заблокирован, и придется покупать новый.
В Отчете о регистрации будет номер, который надо ввести в личном кабинете на сайте ФНС. В налоговой для учета ККТ внесут данные в журнал учета и регистрационную карточку, которую разместят в вашем личном кабинете. Только после этого можно считать, что регистрация завершена и можно переходить к настройке кассы.
Шаг 3 — настройка ККТ
Настройка кассы — это ввод в программу ККТ информации, необходимой для формирования фискальных документов с правильными реквизитами. Добавьте в кассу:
-
ФИО сотрудников, которые будут работать на кассе.
-
Товары (услуги) с единицами измерений, ценами и ставкой НДС.
-
Налоговый режим, по которому работает магазин.
Сложность настройки зависит от кассы. Например, автономные кассы подключают к компьютеру, через который и выполняется процедура. Причем товары не просто заводят, но еще присваивают им определенные коды, которые кассир должен вводить на кассе для формирования чека.
Смарт-терминалы настраиваются проще — как планшет или смартфон: чтобы добавить данные на экране выбирают соответствующий раздел меню и вводят информацию. При желании смарт-терминал можно настроить в личном кабинете на компьютере.
После настройки касса готова к работе — теперь вы можете рассчитываться с клиентами, соблюдая требования 54-ФЗ.
Как проще подготовить онлайн-кассу к работе
Чтобы не вникать в процессы регистрации, фискализации и настройку кассы, воспользуйтесь услугой Лайтбокс. Наши специалисты:
-
Заключат договор с ОФД на 1 или 3 года. Зарегистрируют кассу на сайте ОФД и в налоговой.
-
Помогут подключить онлайн-кассу и настроить ее под ваш бизнес.
-
При необходимости подключат вас к ЕГАИС и «Честному знаку».
-
Проведут обучение ваших сотрудников по работе с кассой
Кстати, в арендную плату за кассы Лайтбокс включен договор с ОФД, а также услуги по регистрации и настройке, поэтому вам не придется платить за них отдельно.
Шаг 4 — как работать на кассе
В ежедневные обязанности кассира или другого сотрудника, который рассчитывается с покупателями, входят:
-
Открытие смены на кассе.
-
Формирование и выдача бумажных чеков покупателю или отправка электронных чеков по требованию клиента на его телефон или email.
-
При необходимости оформление возврата товаров и проведение корректировочных операций.
-
Закрытие смены на кассе.
Открытие смены
Перед тем как начать работу, кассир должен проверить:
-
Качество интернет-связи, в том числе при использовании мобильного интернета.
-
Наличие кассовой ленты.
-
Работоспособность терминала эквайринга, сканера, весов и другой техники.
Если всё в порядке, сформировать и распечатать отчет об открытии смены. Это фискальный документ, который касса отправляет ОФД. Без открытия смены не получится распечатывать чеки и принимать оплату.
В некоторых кассовых программах открытие смены автоматизировано, например, в решении Лайтбокс перед распечаткой первого чека сначала сформируется необходимый отчет и только после этого кассир сможет вести расчеты с покупателями.
Кассовые чеки
Если ваша касса есть в реестре налоговой, и кассовая программа своевременно обновляется, чеки должны содержать все реквизиты, установленные ст.4.7 закона 54-ФЗ. Подробно о правилах формирования кассового чека рассказали в статье.
Удобство же проведения кассовых операций и количество ошибок зависят от технических характеристик ККТ, а также от программы, которая установлена на кассе. Например:
-
Неудобно, когда для добавления товара в чек надо вводить код на клавиатуре, гораздо комфортнее сканировать штрихкод на упаковке.
-
Ошибок больше, если кассир рассчитывает сумму скидки на калькуляторе, а когда это делает касса, расчеты точно будут верными.
-
Гораздо удобнее просматривать чек перед распечаткой на сенсорном экране диагональю 5—7 дюймов, и практически невозможно это сделать на экране высотой до 5 сантиметров.
Например, в кассах Лайтбокс есть все необходимые функции, которые автоматизируют кассовые операции и значительно упрощают работу кассира.
Возврат товаров и корректировочные операции
Покупатель может вернуть некачественный товар, а также качественный, но только в случаях, определенных Законом о защите прав потребителей. Каждый кассир должен уметь оформить возврат. О том, как правильно это сделать мы рассказывали в этой статье.
Корректировочные операции проводятся, чтобы исправить ошибки, которые налоговая может расценить как нарушение 54-ФЗ. Например, покупателю не выдали чек из-за поломки кассы, или в чеке «пробили» неправильную ставку НДС. Исправления обязательно надо проводить через кассу, чтобы информация была передана ОФД. Подробно о корректировках читайте здесь.
Закрытие смены
Закрытие смены — это процедура, во время которой формируется фискальный документ — Отчет о закрытии смены. Иногда его называют Z-отчетом. Созданный документ необязательно распечатывать и визировать подписью сотрудника — документ можно хранить в памяти ФН.
В отличие от открытия смены, которую сложно пропустить, так как не получится пробивать чеки, о закрытии смены важно помнить. Дело в том, что по 54-ФЗ максимально смена может быть открыта 24 часа. После этого ФН перестает формировать фискальные признаки для чеков, поэтому ОФД не сможет проверить такие документы и отправить подтверждение о приемке. Значит, даже если вы сможете пробивать чеки, они будут противоречить законодательству.
Если вы или сотрудники забыли закрыть смену, ваши действия зависят от того, сколько прошло времени:
-
Меньше 24 часов, например, в 9.00 вы увидели, что смена не закрыта, а накануне её открыли в 10.00, прошло только 23 часа — просто формируйте отчет о закрытии смены. Тут же можете открыть новую и проводить продажу товаров или услуг обычным порядком.
-
Больше 24 часов — действия на кассе должны быть такими же, как и в предыдущем пункте. Отличие только в том, что вам необходимо подготовить заявление в налоговую, в котором нужно описать ситуацию. Такой документ позволит отделаться предупреждением вместо штрафов за нарушение порядка работы с кассой (до 10 тыс. руб. на организацию и до 3 тыс. руб. на должностное лицо).
Процедура закрытия смены зависит от кассы. В некоторых программах, например, в Лайтбокс есть «защита» от забывчивости сотрудников — при выключении кассы появится предложение закрыть смену.
Чтобы ваши сотрудники соблюдали кассовую дисциплину, подготовьте понятные инструкции, проведите обучение и проверьте знания персонала. Клиентам Лайтбокс не надо тратить время на подготовку инструкций — вы можете скачать «Памятку кассиру» в формате pdf и использовать её в работе.
Вместе с вами мы пройдем все этапы работы на кассе — поможем:
- подобрать технику с учетом особенностей вашего бизнеса;
- зарегистрировать и настроить кассу;
- организовать ежедневную работу.
Чтобы наши специалисты могли с вами связаться, нажмите на кнопку и оставьте заявку.
Дата публикации: 24.10.2023