Изменения, после которых заговорили об онлайн-кассах, внес в 54-ФЗ закон от 03.07.2018 № 290-ФЗ. Он же ввел в ст.14.5 КоАП ответственность и штрафы за нарушение закона о применении ККТ.
Последние значительные изменения в закон 54-ФЗ были введены нормативным документом от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Эта редакция, например, дала право ИП на патенте, за отдельными исключениями, не использовать ККТ и добавила новые реквизиты в чек, часть из которых должны применяться с 01.07.2019.
Какие требования сегодня установлены законом к ККТ?
Онлайн-кассы по закону 54-ФЗ должны:
-
работать с фискальным накопителем (ФН);
-
подключаться к Интернету;
-
передавать информацию оператору фискальных данных (ОФД) через Интернет обо всех продажах в режиме онлайн;
-
формировать детальный чек с обязательными реквизитами, установленными ст.4.7 ФЗ-54, в том числе QR-кодом.
В законе о применении ККТ также установлены требования к отдельным ситуациям:
-
Все возвраты товаров нужно пробивать на кассе с признаком расчета «Возврат прихода», это нужно для корректировки суммы выручки магазина в базе ФНС.
-
Перед началом расчетов надо формировать отчет об открытии смены, по окончании ─ отчет о закрытии смены.
-
В случае расчетов без контрольно-кассовой техники, например, отключили электричество, а касса не может работать без сети, нужно обязательно пробивать чек коррекции и готовить пояснительные документы по сложившимся обстоятельствам.
-
Информация о проданных товарах и услугах, отраженная в чеке, должна передаваться оператору фискальных данных (ОФД) не позднее 30 дней с момента выдачи такого чека. Это дает возможность продавцам при временном отсутствии Интернета пробивать чеки, но только на кассе, которая после восстановления соединения сможет передать информацию ОФД.
-
Касса должна уметь не только печатать чек, но передавать его по требованию покупателя в электронном виде на email или телефон.
Касса Лайтбокс полностью соответствует требованиям 54-ФЗ и подходит для любого бизнеса. Для удобства предпринимателей предусмотрена аренда касс Лайтбокс любой модели.
У кого есть отсрочка по онлайн-кассе до 2021 год?
ИП, которые продают товары собственного производства, оказывают услуги, выполняют работы и работают без сотрудников могут не применять онлайн-кассу до 01.07.2021.
Если у меня ИП на УСН, ОКВЭД на услуги и есть один работник, нужна ли онлайн-касса?
Как только вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, нужно выдавать чеки при расчетах. На регистрацию кассы, согласно ст.2 закона № 129-ФЗ от 06.06.2019, у вас есть 30 календарных дней с даты заключения трудового договора.
При этом остаются отдельные категории бизнеса, которые могут работать без кассовой техники. Они перечислены в ст.2 закона 54-ФЗ.
Как по закону выдавать чеки при интернет-торговле?
У интернет-магазинов есть два способа передавать чеки покупателям: самостоятельно или через платежных агентов.
Чеки должны быть выданы от имени магазинов в следующих случаях:
-
Выдача заказов и прием оплаты в пункте самовывоза, в помещении которого установлена онлайн-касса. Чек нужно распечатать после получения оплаты.
-
Оплата картой на сайте продавца. В этой ситуации контакт между продавцом и покупателем считается дистанционным, поэтому достаточно отправить чек по электронной почте или на телефон сразу после получения денег за товар (п.5 ст.1.2. 54-ФЗ). Бумажный вариант чека печатать необязательно.
-
Перечисление оплаты через оператора банка или платежные системы: Яндекс.Деньги, Вестерн-Юнион, Единая касса, Деньги.мэйл.ру и другие. Такие случаи не относятся ни к прямым, ни к дистанционным отношениям продавца и покупателя. Поэтому, на основании п.5.3 и п. 5.4 ст.1.2 54-ФЗ, продавец должен передать электронный или бумажный чек не позднее следующего за днем расчета рабочего дня, но до момента передачи товара.
При этом для курьеров, которые привозят уже оплаченный на сайте товар, касса не нужна.
-
Передача товаров и получение оплаты через курьеров. У них с собой должна быть онлайн-касса для выдачи чека. Для курьеров касса должна быть мобильной и компактной.
Во всех вышеперечисленных случаях у интернет-магазинов должна быть касса. Закон разрешает выдавать покупателю не только бумажные, но и электронные чеки. Если чеки отправляются покупателям только в электронном виде, можно подключить облачную кассу. Но и для нее фискальный накопитель и регистрация в ФНС обязательны.
Облачная касса будет интересна тем, у кого офлайн- продаж и пунктов выдачи нет. Если у вас есть хотя бы одна точка с офлайн- платежами, то мы рекомендуем за основную кассу взять кассовый аппарат Лайтбокс. Его можно установить в офлайновой точке продаж и подключить к ней сайт. Таким образом, вы сможете обойтись одной онлайн кассой для продаж в интернет-магазине, офлайн-точке продаж и даже через курьеров.
Для магазинов со своей курьерской доставкой Лайтбокс разработало решение, с которым организовать работу курьеров можно без покупки дополнительных кассовых аппаратов.
Для расчета с покупателями интернет-магазин может сотрудничать с платежными агентами. К ним относятся почта России, транспортные компании, сети пунктов самовывоза (Boxberry, СДЭК) и постаматов (PickPoint), платежные сервисы (Robokassa).
В таких случаях на основании договора агент принимает оплату и выдает покупателю чек от своего имени. В том числе и когда доставляет покупки через своих курьеров. Полученные за товар деньги, за вычетом комиссии, агент перечисляет на расчетный счет продавца.
Онлайн-касса для интернет-магазинов не нужна, когда они рассчитываются с покупателями через платежных агентов.
Как выбрать кассу под 54-ФЗ?
Часто предприниматели при выборе кассы отталкиваются от цен на ККТ, так как не знают, на какие параметры еще обратить внимание, а кто-то считает, что вся техника по функциональности примерно одинаковая.
Но это не так.
Во-первых, есть разные виды касс: автономные, смарт-терминалы, POS-системы, фискальные регистраторы и облачные. Все они отличаются по возможностям и подходят не для всех видов деятельности. Например, облачные применяют только для расчетов через Интернет.
Во-вторых, «кандидатов» на кассу для вашего бизнеса надо оценить как минимум по 10 критериям:
-
Соответствие техническим параметрам торговой точки.
-
Работа с номенклатурой.
-
Цена кассовой программы.
-
Стоимость и порядок обновлений.
-
Необходимость доплаты за работу с маркированными товарами.
-
Возможность подключения товароучетного сервиса для продажи алкоголя и автоматизации торговых процессов.
-
Организация техподдержки: режим работы, способы связи, стоимость.
-
Необходимость подключать программы от разных разработчиков.
-
Возможность экономить на эквайринге.
-
Наличие интеграции с сервисами для ведения учета для его автоматизации.
Подробнее о том, как правильно подобрать себе кассу, мы писали в статье «10 важных критерий для выбора онлайн-кассы», там же вы найдете чек-лист.
Возможна ли аренда контрольно-кассовой техники в рамках 54-ФЗ?
Аренда кассы не противоречит требованиям 54-ФЗ, если в аппарате стоит ФН, зарегистрированный на арендатора. В случае проверки штрафы наложены не будут.
Аренда ККТ не отменяет установку индивидуального ФН в кассовый аппарат. Согласно п.8 ст.4.2 54-ФЗ при снятии кассы с учета ФН нужно технически закрыть. Это значит, что его переводят в такой режим, когда считать данные с него можно, а записать нельзя. Использование одного и того же ФН для разных пользователей ─ нарушение закона о применении контрольно-кассовой техники.
Что скрывают условия аренды?
Внимательно изучите:
1. Не придется ли открывать расчетный счет в определенном банке и соглашаться на невыгодные условия по РКО и эквайрингу?
2. Нужно ли самостоятельно покупать ФН или он уже входит в арендную плату?
3. На какой минимальный срок заключается договор, и будут ли штрафные санкции, если отказаться от арендованной кассы раньше срока?
4. Какие услуги включены в стоимость аренды, например, предполагается ли настройка, регистрация кассы, подключение к ОФД, сервисное обслуживание или за все это надо платить отдельно?
5. Кто будет оказывать помощь в случае аренды кассы: это важно, так как работники стороннего арендодателя могут разбираться в технике лишь поверхностно.
6. Заменят ли кассу при ее поломке или вам придется останавливать продажи до конца ремонта?
7. За чей счет будет продлеваться договор с ОФД и меняться ФН?
8. Нужно ли платить отдельно за использование программного обеспечения и его обновления?
9. Получится ли выкупить кассу в будущем и по какой стоимости?
10. Будут ли скидки, если арендовать сразу несколько касс?
У кассы Лайтбокс предусмотрено несколько тарифных планов аренды кассы, которые учитывают разные потребности и возможности бизнеса. Благодаря этому аренда становится доступной для всех предпринимателей.
Почему предприниматели выбирают кассы от Лайтбокс?
По нескольким причинам:
-
Можно подобрать онлайн-кассу для любой торговой точки: как для помещений со стационарными электричеством и Интернетом, так и выездной торговли даже в таких местах, где нестабильная мобильная связь.
-
Подходит для любого бизнеса, в том числе ломбардов, агентов, кафе, есть даже режим для продажи билетов. Здесь предусмотрено все для работы с Егаис и маркированными товарами.
-
Легко соблюдать законы и работать без штрафов, так как кассовая программа и ее обновления бесплатны.
-
Просто работать с номенклатурой ─ создавать и редактировать базу товаром можно как на кассе, так и в личном кабинете. Есть все возможные способы для занесения товара в чек.
-
Экономия на эквайринге. В кассу Лайтбокс встроена СБП (Система быстрых платежей). Прием безналичных платежей по ставке 0,4-0,7%, что гораздо ниже ставок эквайринга.
-
Товарный учет уже встроен.
-
Мы даем готовое решение для интернет-торговли :сайт за 1 день, настройка приема оплат, экономия на кассах для курьеров или организация доставки компаниями-партнерами.
-
Настраиваем и автоматизируем бухучет: кассы Лайтбокс интегрированы с популярными учетными сервисами 1С, Мое Дело, Контур.Эльба.
-
Удаленный контроль торговли через бесплатное мобильное приложение для владельца бизнеса.
Ответственность за нарушение закона об онлайн-кассах
За нарушение кассового законодательства в ст.14.5 КоАП установлены штрафы и другие административные наказания:
За что | Сколько | |
Должностным лицам и ИП | Организациям | |
Работа без ККТ |
от ¼ до ½ выручки, полученной без кассы, но не менее 10000 руб. |
от ¾ до всей выручки, не пробитой на кассе, но не менее 30000 руб. |
Повторное неприменение онлайн-кассы, если сумма расчетов более 1 млн. руб. (денежные штрафы не предусмотрены) |
Дисквалификация от года до двух лет (не относится к ИП) |
Приостановление деятельности до 90 суток, в том числе для ИП |
ККТ не соответствует ФЗ-54, нарушение правил регистрации и перерегистрации |
1500 ─ 3000 руб. или предупреждение |
5000 ─ 10000 руб. или предупреждение |
Непредоставление покупателю чека в электронном или бумажном виде |
2000 руб. или предупреждение |
10000 руб. или предупреждение |
Про все штрафы мы писали в статье" Штрафы за нарушение работы на онлайн-кассе"
Федеральный закон 54-ФЗ устанавливает правила работы с онлайн-кассами. Их легко соблюдать, если выбрать кассовый аппарат, программа которого настроена с учетом требования закона.
Получить бесплатную консультацию
Какие установлены этапы перехода на онлайн-кассы?
-
С 01.02.2017 ─ ФНС перестала регистрировать кассы старого образца.
-
С 31.03.2017 ─ перешли организации и ИП, торгующие крепким алкоголем, если до этого они не использовали кассу.
-
С 01.07.2017 ─ налогоплательщики на ОСН, УСН, ЕСХН, кроме тех, кто оказывает услуги населению. Начиная с этой даты ФНС штрафует за старые кассы.
-
С 01.07.2018 ─ общепит и розница на патенте, владельцы вендинговых аппаратов на любом налоговом режиме с наемными работниками.
-
С 01.07.2019 ─ организации и ИП, которые оказывают услуги населению, общепит, розница, вендинг без сотрудников, организации, выдающие займы.
-
С 01.01.2021 ─ ИП без сотрудников, которые оказывают услуги, выполняют работы и продают товары собственного производства.
Для чего нужен чек коррекции?
С помощью чеков коррекции кассир должен провести выручку, которая была получена при техническом сбое кассы, или исправить ошибочные операции.
Согласно письму ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, формирование чека коррекции для исправления ошибок в отдельных операциях зависит от формата фискальных документов (ФФД), настроенного в онлайн-кассе.
При использовании ФФД 1.05 чек коррекции не пробивают, а в случае ошибки, например, ввода неправильной цены, количества, ставки НДС, для изменения данных чека с признаком расчета «Приход» надо:
-
сформировать новый кассовый чек с признаком расчета «Возврат прихода» и с фискальными данными чека с ошибкой;
-
пробить новый корректный кассовый чек с признаком расчета «Приход».
По такому же алгоритму нужно исправить ошибочный чек с признаком расчета «Расход».
Для исправления ошибок при использовании ФФД 1.1. нужно использовать чек коррекции.
Если касса не работала, и не было возможности выдавать чеки покупателям, выручку за время сбоя после восстановления контрольно-кассовой техники, независимо от ФФД, надо провести через чек коррекции.
Помимо корректировки выручки и исправления ошибок, в налоговую нужно отправить сведения и документы, которые позволят понять, какие расчеты были исправлены, и что за суммы проведены дополнительно. Это напоминание есть в Письме ФНС № ЕД-4-20/15240@.
Дата публикации: 23.12.2019