В России активно внедряется обязательная маркировка. Уже маркируются следующие категории товаров: шубы, табак, парфюмерия, лекарства, фототехника, шины, обувь, некоторые товары легкой промышленности, молочная продукция, бутилированная питьевая вода. 31 августа 2022 года закончатся эксперименты по маркировке пива, антисептиков, БАДов.
Первое, что должен сделать розничный магазин, чтобы работать с маркированными товарами – получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
В статье разбираемся, что такое ЭЦП, для чего она нужна в системе маркировки, и как ее получить.
Что такое ЭЦП и ее роль в электронном документообороте (ЭДО)
ЭЦП – это аналог собственноручной подписи, но подписывают ей не бумажные, а электронные документы. ЭЦП имеет множество степеней защиты, поэтому она более надежна, чем ручная, которую легко подделать. Роль ЭЦП в ЭДО следующая:
-
Является средством идентификации автора подписи.
-
Определяет, вносились ли изменения в электронный документ после его подписания.
-
Защищает документ от подделки и несанкционированного просмотра.
Для чего нужна ЭЦП в системе маркировки?
Все товары, подлежащие маркировке, проходят через единую национальную систему маркировки «Честный Знак». Она же ГИС МТ – государственная информационная система мониторинга товаров. Официальным оператором ГИС МТ является Оператор-ЦРПТ (центр развития перспективных технологий).
Система маркировки ведет мониторинг движения товаров на пути от производителя до потребителя с помощью специального двумерного кода Data Matrix, который наносится на товар. Коды выпускает ГИС МТ.
По правилам маркировки обмен документами между участниками оборота происходит только в электронном формате через ЭДО (электронный документооборот).
ЭЦП в системе маркировки необходима рознице для:
-
Регистрации и создания личного кабинета (ЛК) в системе «Честный Знак» на сайте честныйзнак.рф.
-
Подписания всех необходимых договоров с оператором ГИС МТ в ЛК «Честного знака».
-
Подписания договора с оператором ЭДО для доступа в систему ЭДО. Список операторов здесь.
-
Подписания электронных УПД (универсальных передаточных документов) в ЛК ЭДО при приемке товаров.
УПД объединяет в себе счет-фактуру и накладную. При отгрузке товара поставщик формирует для магазина электронную накладную с кодами маркировки.
При приемке товара магазин получает УПД, сверяет с ним поступивший товар и подтверждает УПД в ЭДО. После подписания УПД с помощью ЭЦП, через оператора ЭДО данные кодов передаются в систему маркировки.
При розничных продажах через кассу передача сведений в систему маркировки происходит через ОФД (оператора фискальных данных).
Также ЭЦП понадобится при самостоятельном вводе товара в оборот, при списании товара, при регистрации в других информационных системах – ЕГАИС, Меркурий.
Для продаж товаров с кодом идентификации розничному магазину нужна онлайн-касса для работы с маркированным товаром, которая должна:
-
Поддерживать новый формат фискальных документов ФФД 1.2. Он формирует тег для маркировки в кассовом чеке – 1163 «код товара»,
-
Отправлять кассовый чек с кодом и фискальными данными в ОФД.
Реестр ККТ, поддерживающей ФФД 1.2, размещен на сайте ФНС. Там же опубликован Реестр новых ФН, действующих с 6 августа 2021 года.
Срок перехода на новый формат для продавцов маркированных товаров, назначенный на 01.02.2022 года, скорректирован письмом ФНС от 31.01.2022 г. № АБ-4-20/1054@.
Что делать, если у вас уже есть онлайн-касса:
-
Касса куплена до 01.08.2021 года, установленный ФН не поддерживает ФФД 1.2 – продолжайте работать на старом ФН пока не закончится срок его действия. По окончании срока проверьте наличие кассы в Реестре ККТ. Если она там есть, необходимо будет обновить кассовую программу, приобрести новый ФН-1.1М и перерегистрировать кассу с новым ФН в Налоговой. Если нет – придется покупать новую кассу.
-
Касса приобретена до 01.02.2022, касса и ФН поддерживают ФФД 1.2 – необходимо перейти на новый формат не позднее 3-х месяцев с даты внесения кассы в Реестр ККТ.
-
Касса приобретена 01.02.2022 или позже – работать на ФФД 1.2 нужно сразу.
В случае покупки новой онлайн-кассы ЭЦП потребуется:
-
Для регистрации кассы в налоговой инспекции. Это можно сделать в ЛК ФНС.
-
Для заключения договора с ОФД и регистрации кассы в ОФД.
Решение от кассы Лайтбокс: предлагает все необходимое для работы с маркированными товарами от приемки до продажи:
-
Онлайн-касса, которая работает с маркировкой, ЕГАИС и бесплатно обновляется под все изменения закона.
Кассу можно купить или взять в аренду или в рассрочку.
-
2D-сканер для считывания Data Matrix кода. Есть модели онлайн-касс, в которые 2D-сканер уже встроен.
Например, касса Лайтбокс 5 PRO. Это новая прокачанная модель на рынке онлайн-касс. Вместо обычной камеры с функцией сканирования, здесь встроен полноценный матричный имидж-сканер. Он в десятки раз быстрее считывает коды любой сложности (за 0,1 секунды), распознает потертые и изогнутые изображения, работает даже в полной темноте. В отличие от простой камеры, сканер не имеет технических ограничений и улавливает коды на расстоянии до 30 см и под углом до 45°.
-
Готовая интеграция с сервисом ЭДО. Вы можете принимать товар, работать с УПД на кассе или в личном кабинете кассы через ПК. Все товары с поступивших УПД заносятся в базу данных и ставятся на баланс магазина автоматически.
-
Проверка подлинности поставки. На кассе Лайтбокс достаточно отсканировать код маркировки товара из партии и кассовый сервис сам проверит его наличие в УПД.
Оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее рабочее время, чтобы рассказать подробнее.
Виды электронных цифровых подписей
ЭЦП бывают трех видов:
-
Простая электронная подпись. Подтверждает авторство без гарантии неизменности документа. Примеры такой подписи – логин и пароль в личных кабинетах, sms-код для подтверждения доступа.
-
Усиленная неквалифицированная электронная подпись. Создается с помощью криптографических алгоритмов. Ее можно получить бесплатно, например, в ЛК ФНС. Позволяет определить автора подписанного документа, но для придания юридической значимости документа требуется заключить соответствующее соглашение между взаимодействующими сторонами.
-
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она имеет больше всего полномочий. УКЭП создается также с помощью криптографических алгоритмов, но выдается только специальными аккредитованными удостоверяющими центрами (УЦ). Список УЦ находится на сайте Министерства связи РФ.
УКЭП безусловно подтверждает юридическую значимость подписанных документов, т. к. законодательно приравнивается к рукописной подписи и печати организации.
Какая ЭЦП нужна для «Честного знака»?
Для подключения к системе маркировке «Честный знак» и работы в ней с маркированными товарами нужна именно усиленная квалифицированная электронная подпись.
Для юрлиц и ИП с 1 января 2022 года КЭП выпускает только Налоговая служба. Услуга бесплатная. Получить цифровую подпись можно в одном из удостоверяющих центрах ФНС.
Далее в статье под электронной цифровой подписью подразумевается непосредственно УКЭП.
Из чего состоит комплект поставки квалифицированной электронной подписи?
-
Сертификат электронной подписи.
-
Средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
-
Защищенный носитель.
Теперь обо всем по порядку.
Сертификат электронной подписи
Сертификат ЭЦП состоит из трех составляющих:
-
открытый ключ,
-
закрытый ключ,
-
сертификат ключа проверки ЭЦП.
Открытый и закрытый ключи представляют собой набор символов. Открытый ключ однозначно привязан к закрытому ключу и необходим для проверки корректности ЭЦП.
Закрытый ключ электронной подписи используется для формирования самой подписи. Он должен храниться в секрете и находиться только у владельца подписи на защищенном носителе.
Сертификат ключа проверки ЭЦП – это электронный или бумажный документ, который выдает УЦ владельцу подписи. Он подтверждает связь открытого ключа с личностью владельца подписи (человеком, либо организацией). В сертификате содержатся сведения о владельце ЭЦП – ФИО, ИНН, СНИЛС, почта, название организации и т. д.
Средство криптографической защиты
СКЗИ (иначе криптопровайдер) – это специальное программное обеспечение, которое устанавливается на компьютер и обеспечивает шифрование документа при работе с подписью. Без СКЗИ квалифицированная ЭЦП просто не будет работать.
Специальное ПО можно скачать с официального сайта удостоверяющего центра, выбранного для получения подписи. Если не справитесь самостоятельно – вызывайте специалиста.
Самый популярный криптопровайдер в России – КриптоПро.
Есть два вида поставки СКЗИ:
-
На рабочее место. То есть, ЭЦП используется только на конкретном рабочем месте. Предоставляется в виде бланка лицензии с указанием кода активации.
-
В составе сертификата электронной подписи. УЦ при создании ЭП указывает код активации лицензии в выдаваемом сертификате. Это позволяет использовать сертификат на другом компьютере без ввода кода лицензии.
Защищенный носитель
Сертификат электронной подписи записывается на специальный защищенный носитель. Выглядит он как обычная флешка. Устройство сертифицировано в ФСТЭК и ФСБ, и обеспечивает защиту подписи от использования посторонними лицами с помощью пин-кода (8 или 10-значная комбинация).
Защищенные носители выпускают несколько производителей. Самые популярные – Рутокен, еТокен, JaCarta. Можете использовать тот, который рекомендует вам УЦ, где вы заказываете подпись, либо выбрать сами.
Как получить ЭЦП для маркировки товаров?
Процесс выдачи ЭЦП в России регулируется Федеральным законом «Об электронной подписи» 63-ФЗ от 06.04.2011 г. и 476-ФЗ от 27.12.2019 г., который вступил в силу с 1 июля 2020 г. и внес изменения в 63-ФЗ.
Что надо сделать:
-
Выберите УЦ ФНС или запишитесь на прием. При этом надо указать, что необходима цифровая подпись для системы «Честный знак».
-
Приобретите защищенный носитель.
-
Подготовьте пакет необходимых документов.
-
Явитесь в УЦ для идентификации личности, подписания документов и проверки носителя.
-
Получите ЭЦП через 2-5 дней.
Подробности о том, как получить бесплатную электронную подпись через Налоговую, читайте в нашем специальном материале.
Команда кассы Лайтбокс поможет легко встроить маркировку в ваш бизнес.
-
Подбираем онлайн-кассу для маркировки.
-
Регистрируем в системе «Честный знак».
-
Помогаем в получении ЭЦП.
-
Подключаем к сервису ЭДО, за который вам не придется отдельно платить.
-
Заключаем дополнительное соглашение с вашим ОФД.
-
Настраиваем под ключ.
-
Обучаем персонал работе по новым правилам.
-
Консультируем по техническим вопросам круглосуточно в любой день недели.
Какие документы потребуются для оформления ЭЦП для маркировки?
Для индивидуального предпринимателя:
-
паспорт,
-
СНИЛС,
-
ИНН,
-
свидетельство о регистрации ИП.
Для организации:
-
паспорт и СНИЛС руководителя организации – владельца подписи,
-
выписка из ЕГРЮЛ.
Если подписывать электронные документы потребуется и другим сотрудникам, для них надо выпустить отдельную подпись и оформить машиночитаемую доверенность (МЧД). После 1 июля 2021 года сотрудники компаний получают ЭЦП для физических лиц платно в коммерческих УЦ, прошедших переаккредитацию по новым правилам. Подпись будет работать до конца срока действия ключа.
Почему для работы с маркировкой предприниматели выбирают кассу Лайтбокс?
Все кассы Лайтбокс интегрированы с ЭДО, что значительно упрощает работу с маркировкой:
-
Экономия на технике. УПД поступают сразу в кассовый сервис. Сверку УПД сотрудник может делать сразу на кассе. Дополнительный ПК в магазине не нужен, т. к. подписывать документы можете вы или бухгалтер в личном кабинете кассового сервиса Лайтбокс на своем ПК в офисе.
-
Нет простоя продаж. После подтверждения УПД в кассовом сервисе товары сразу попадают на баланс магазина.
-
Быстрый поиск УПД. Сортировка УПД по признакам (поставщик, вид продукции, дата, статус и др.) ускоряет поиск нужного документа.
-
Контроль товарооборота. Касса не даст продать товар, который не был поставлен на баланс. А значит, вас не оштрафуют.
-
Номенклатура на новые товары и карточки на новых контрагентов создаются автоматически.
-
Проверка подлинности поставки. При приемке через кассу продавцы сканируют коды, а кассовый сервис сам проверяет их наличие в УПД. Возможна выборочная сверка.
-
Приемка большими упаковками. При сканировании кода большой упаковки касса поставит каждую единицу товара из упаковки на баланс.
-
Защита от нарушений. Сервис кассы Лайтбокс проверяет коды из УПД, сверяет их с данными «Честного знака» и, если найдет ошибку, сообщит о ней.
-
Одна КЭП для подписания всех УПД. С нами вам не нужно покупать компьютеры и КЭП во все магазины, если у вас несколько торговых точек.
-
Учет остатков и оприходование товаров по подразделениям.
-
Контроль продаж и неликвидов. Сбор статистики продаж, обзор основных показателей торговли (выручка, возвраты, время открытия и закрытия смены и другие), формирование более 50 аналитических отчетов для бизнеса.
Для чего еще применяется квалифицированная ЭЦП?
Квалифицированная ЭЦП позволит:
-
Электронно подписывать любой документ при торговле немаркированными товарами.
-
Сдавать через Интернет налоговую и другую отчетность.
-
Общаться через Интернет с государственными информационными системами.
-
Участвовать в торгах по госзакупкам, торгах банкротов и коммерческих торгах.
-
Дистанционно нанимать сотрудников на удаленную работу.
Дата публикации: 12.04.2021